НАНА ЧЕРТКОЕВА
Мероприятие для курсов повышения квалификации. Программа «Мир открытий» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Нахождение предмета по форме. Квадрат.
Цель:
1. Учить объединять предметы по общему признаку. Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружений обстановки и среди других фигур (треугольников и кругов, познакомить с некоторыми свойствами квадрата;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе деятельностного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
3. Закрепить счет до пяти, умение определять и называть свойства предметов;
Темочки:
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
4. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: предметы квадратной формы, контурные изображения квадрата, картинки с изображением различной обуви, овощей, предметные картинки, имеющие круглую, квадратную, треугольную форму, карточки- схемы, карточки с точками от одной до пяти.
Мотивация:
Поможем второму воспитателю найти магазин квадратных товаров.
Сюрпризный момент: угощение для детей.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей возле себя.
-Ходите ли вы с мамами по магазинам?
-В какой магазин вы любите ходить больше всего?
Воспитатель предлагает детям пойти в торговый центр, т. к. там много разных магазинов.
Игра «парочки».
Но для этого надо построиться. Сделать это можно следующим образом. Каждый ребенок получает карточку, на которой нарисовано определенное количество точек – от 1 до 5.
Дети должны посчитать количество точек на своей карточке и найти себе пару (ребенка у которого столько же точек).
Ребята, запомните, кто с кем идет ведь нам еще надо возвращаться. Обратно пойдем так же парами как сейчас.
Вот и пришли в торговый центр.
2. Актуализация знаний.
Игра «Назови магазин»
В группе на одном столе расположены картинки с изображением различной обуви, на другом –овоще, на третьем – различные предметы квадратной формы разного размера. Количество квадратных предметов должно равняться количеству детей.
Дети вместе с воспитателем подходят к первому столу.
- Назовите все, что видите на витрине.
Дети перечисляют: тапочки, кроссовки, сапоги и т. д
- Как называется этот магазин? (Обувной)
- Почему вы считаете, что это обувной магазин? (потому что тапки, кроссовки, сапоги – это обувь)
- Почему такие разные предметы назвали одним словом – обувь? (Их носят на ногах для того, чтобы ноги не мерзли, нее пачкались.)
Аналогично разбирается второй магазин игрушек.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Назови магазин»
Дети походят столу, на котором находятся квадратные часы, квадратная коробка из-под печенья (конфет, настольная игра в квадратной коробке, квадратная картина, несколько листов цветной бумаги квадратной формы, платки квадратные и т. п.
- Назовите предметы, которые продаются в этом магазине.
После того как дети перечислят находящиеся на столе предметы, звонит мобильный телефон. Воспитатель говорит детям что звонит Нана Георгиевна и спрашивает, где мы с вами находимся.
Дети отвечают, что находятся в магазине.
- Как называется это магазин? – спрашивает Нана Г.
Дети затрудняются в ответе, так как все предметы разные.
- Смогли ли вы объяснить, как называется магазин? (нет)
- Почему не смогли? (Мы не знаем, чем похожи все товары, которые в нем продаются)
4. Открытие нового знания.
- Что нужно сделать для того, чтобы узнать название магазина? (Надо выяснить, чем похожи все товары, которые в нем продаются.)
Дети встают за стол, на котором расположены квадратные предметы, и берут по одному.
- Чем похожи коробки, платок и т. д. ?
Если дети не могут ответить на поставленный вопрос, воспитатель задает им наводящие вопросы:
- Одинаковый ли цвет, размер у всех предметов в этом магазине? (нет.)
- Может быть, все эти предметы сделаны из одного материала? (Нет, коробка – картонная, листы – бумажные, часы – пластмассовые и т. д.)
Если понадобиться, можно задать им вопрос:
- Может быть, все эти предметы имеют одинаковую форму?
Таким образом, дети приходят к выводу о том, что у всех предметов, которые продаются в этом магазине, одинаковая форма. Задача воспитателя здесь, как обычно, создать атмосферу доброжелательности, заинтересованного отношения ко всем версиям, высказанным детьми, эмоциональной поддержки тех, кто догадался, что форма у всех предметов одинаковая – ведь это действительное интеллектуальное достижение детей!
В завершении воспитатель предлагает детям обвести свой предмет пальцем. Делать это лучше всем вместе.
-воспитатель говорит:
- Поставьте палец на угол. Проведите по одной стороне (показывает). Заверните за угол, снова ведите пальчиком по стороне, снова заверните за угол и т. д.
- Сколько раз вы завернули за угол? (четыре)
- Значит, сколько углов у платка, коробки и т. д. ?
Воспитатель делает вывод: у всех предметов в этом магазине 4 стороны и 4 угла.
- Кто знает, как называется эта форма?
Поскольку термин квадрат ранее уже был введен в речевую практику, то обычно дети сами верно его называют. Если же никто из детей не ответит, можно закрепить с ними способ преодоления затруднения «спросить у того, кто знает» :
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (надо у кого-либо спросить)
Затем дети задают вопрос и воспитатель рассказывает, что такая форма называется квадратом.
Воспитатель делает вывод: у квадрата 4 стороны и 4 угла.
Дети набирают номер мобильного телефона Наны и рассказывают ему, что магазин называется «Магазином квадратных товаров»
Физминутка «Барбарики»
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Вывеска»
Воспитатель рассказывает детям о том, что раньше на магазинах не было написано название, а висела вывеска, глядя на которую люди сразу понимали, какой это магазин.
Воспитатель выкладывает на стол схематичное изображение обуви, овощей, а также карточки, на которых нарисован круг, квадрат, треугольник, и предлагает на разные магазины повесить такие вывески.
- на каком магазине можно повесить такую вывеску?
Воспитатель показывает по очереди на обувь, на овощи. После ответов детей эти карточки убираются.
- Какую вывеску надо повесить над нашим магазином?
Воспитатель предлагает детям выбрать карточку из оставшихся. Дети должны выбрать квадрат.
Игра «Склад»
Директор магазина просит детей помочь привезти со склада в магазин квадратные товары. Дети подходят к столу, на котором находятся предметные картинки треугольной, круглой и квадратной формы, причем картинок, имеющих квадратную форму столько же, сколько детей.
- Выберите квадратные товары.
Если кто-то из детей успеет взять две картинки, то кому-то картинки не достанется.
- Все выполнили задание? (нет.)
- Почему ты не взял предмет квадратной формы? (здесь больше их нет.)
- Как надо поступить для того, чтобы картинки были у всех?
После того как картинки выбраны, воспитатель задает вопрос каждому ребенку:
- Какой предмет ты повезешь в магазин квадратных товаров?
Дети отвечают, согласовывая прилагательное с существительным в роде: квадратный стол, квадратную скатерть, квадратное окно и т. п.
Воспитатель показывает детям на треугольные и круглые предметы.
- Почему вы не взяли эти картинки? (потому что они не квадратные)
Дети относят товар в магазин.
Молодцы, ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вы помните, что надо построиться так, как вы пришли с самого начала.
Итог непосредственной образовательной деятельности.
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь? Продавцу, принесли товары.
- Смогли ли вы объяснить, где находитесь? Да.
-А какой формы были товары?
-Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель говорит детям о том, что они смогли дать название магазину, завести в него нужные товары, сделать для магазина вывеску потом, что теперь они знают, что такое квадрат. (Выносится поднос с печеньями квадратной формы)