Любовь Скаделова
Мелкая моторика у детей с ОВЗ: проблемы и решения
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика у детей с ОВЗ: проблемы и решения
Как утверждают специалисты, изучающие работу человеческого мозга, наши ладони вместе с пальцами являются проекцией правого и левого полушарий головного мозга. Детские физиологи давно пришли к выводу, что развитие речи у детей неразрывно связано с формированием способности совершать мелкие и точные движения пальцами.
И если мы сами не способны никакими манипуляциями воздействовать непосредственно на мозг ребенка, то руки малыша тренировать мы можем и должны.
Публикация «Мелкая моторика у детей с ОВЗ: проблемы и решения» размещена в разделах
Учитывая, что с каждым поколением здоровые дети все меньше занимаются ручным трудом, который естественным путем развивал моторику рук у нас, наших мам и бабушек, то сегодня важнейшей задачей образовательных учреждений и родителей является специальное развитие пальчиков посредством упражнений, игр, творческих занятий и домашних обязанностей.
Да, да, развитие мелкой моторики осуществляется и с веником в руках! Не стоит чрезмерно жалеть деток, даже имеющих ограничения по здоровью, и не нагружать домашними делами, этим самым мы оказываем медвежью услугу ребенку. Кстати, давно подмечено педагогами-дефектологами, что детки с умственной отсталостью, например, с огромным трудом обучаются грамоте и письму, но с большим успехом выполняют работу по дому, помните это.
Учитывая, какое значение тренировка «верхних конечностей» имеет для здоровых малышей, то для деток с ОВЗ эти тренировки приобретают первостепенное значение! Я не преувеличиваю. Упорные занятия, массаж, пальчиковые забавки помогают справиться с различными коррекционными задачами. По тому, умеет ли годовалый малыш сгибать и разгибать по одному пальчики, показывать обособленно 1-2 пальчика, можно заключить, «говорящий» малыш или нет.
Самое замечательное в наших пальцах то, что они отлично поддаются «дрессировке», даже во взрослом и преклонном возрасте. Занимаясь гимнастикой мозга через упражнения для рук, можно значительно улучшить умственные способности. Разве это не чудо?
Формирование способности совершать мелкие манипуляции пальчиками у деток с ОВЗ
У малышей с ограничениями по здоровью моторика нарушена, движения хаотичны, неловки, нет точности. Правая ручка значительно опережает по возможностям точно совершать движения левую, а это ведет к несогласованности работы правого и левого полушарий. Иногда ведущая рука вообще не выделена, мускулатура слабая, плохая координация движений обеих рук.
Главная задача педагогов и родителей таких деток – выработать навыки самообслуживания, сформировать или улучшить речь, стимулировать мыслительные процессы.
Каким путем это можно осуществить? Посредством игр с мелкими предметами (пазлы, конструктор, мозаика, нанизывание бусин, рукоделие, рисование, лепка, пальчиковые игры, массаж). Также, учитывая индивидуальность каждого малыша, нужно искать эффективные нетрадиционные методы развития рук детей ОВЗ. Ниже я расскажу о некоторых проверенных методах.
Нужно помнить, что обучение таких малышей новым движениям, упражнениям, действиям требует больше времени, нежели для такой же работы с их здоровыми сверстниками. Кроме того, важно учитывать собственный темп каждого ребенка. В этом вопросе уместен разумный темп, а самое главное – дать ребятам чувствовать успех, начинать с самых простейших задач, постепенно поднимая планку.
Как организовать ежедневную тренировку моторной сферы у ребенка с ОВЗ?
Лишь систематические занятия с детьми ОВЗ, которые станут неотъемлемой частью их жизни, в конце концов, сделают свое дело и помогут натренировать пальчики и мозг заодно. Поэтому нужно так построить расписание дня ребят, чтобы каждый момент не был потрачен впустую.
Прежде чем начать коррекционно-развивающую работу, необходимо также четко понимать, каких целей мы хотим достигнуть вместе с детками:
• Выявить, насколько развита мелкая моторика у ребенка, и выделить проблемные участки;
• Формировать и развивать широкий спектр тактильных ощущений малышей;
• Тренировать моторную сферу посредством специально подобранных упражнений, игр, массажа и самомассажа;
• Обучить навыкам самообслуживания в быту;
• Научить пользоваться письменными принадлежностями;
• Обогащать словарный запас и развивать речь;
• Развивать психические и мыслительные процессы;
• Воспитать усидчивость, работоспособность, терпение, выработать умения сосредотачиваться, выполнять задания, совместно трудиться.
Как это происходит в детском саду? Для начала нужно спланировать ежедневную деятельность. Но, чтобы развитие моторной сферы проходило максимально успешно у деток с ОВЗ, нужно при планировании этой работы охватить три направления:
• Специально организованная деятельность педагога или родителей с детками. Здесь я имею в виду занятия по расписанию, специально отведенное время для игр, гимнастики и т. д. :
• Режимная повседневная деятельность с ребятами – во время гигиенических процедур, приема пищи, одевания, прогулок продолжать тренировать пальчики;
• Самостоятельная деятельность малышей – обязательно нужно оставлять малыша наедине с самим собой для игр, другой деятельности, но организовать развивающее пространство так, чтобы во время самостоятельной деятельности не прерывалось развитие мелкой моторики.
Собственно планирование деятельности заключается в следующем:
• Составление расписания по дням недели с учетом возраста и особенностей ребенка по здоровью;
• Подбор дидактических, пальчиковых, настольных игр для тренировки моторной сферы;
• Организация предметно-развивающего пространства;
• Выбор других форм и методов работы с особенными детками;
• Подбор методической литературы.
Немного о режимных моментах…
Составляя расписание дня для малышей, которые имеют проблемы со здоровьем, обязательно помните о таких вещах:
Ежедневно делайте пальчиковую гимнастику – 3 раза, не менее, пусть это войдет в привычку;
До и после гимнастики учимся делать массаж и самомассаж с использованием специальных приспособлений или подручных материалов;
Полезно к комплексу упражнений добавить элементы дыхательных упражнений;
Принимая пищу, учите малыша правильно орудовать столовыми приборами;
Делая уборку в доме, привлекайте деток, пусть у них будут свои обязанности;
Собираясь на прогулку, настаивайте по мере возможностей малышей на самообслуживании, пусть выполняют посильные действия.
Важно помнить, что все ваши занятия совместно с ребенком должны проводиться с учетом таких моментов: должна быть обеспечена глубокая осознанность со стороны детей того, чем они занимаются. Для этого взрослый проговаривает каждое действие: «Сейчас пальчик сгибается, а вот – разгибается» и т. п. Также важно найти для ребенка его собственный темп освоения каждой новой манипуляции и упражнения.
Серьезным моментом является налаживание обратной связи между ребенком и взрослым: услышьте друг друга, следите за реакцией малыша, подсказывайте, хвалите. Не переусердствуйте с занятиями в ущерб режимным моментам и самостоятельной деятельности. Приступая к любому из коррекционных видов деятельности, учитывайте настроение, возраст и возможности малыша. Усложняйте задания постепенно, здесь спешка неуместна.
Планируйте деятельность так, чтобы ребенок не переутомился и не утратил интерес к процессу. Всеми силами стремитесь вызвать положительный настрой и стремление к успеху у малыша.
Деятельность, которая способствует развитию моторной сферы у детей с ОВЗ
Помимо пальчиковых игр, упражнений, массажа, привычные и непривычные детские занятия весьма способствуют развитию пальчиков и тренировке мозга. Хочу рассказать о простых способах, о которых многие забывают:
• Иппликатор Кузнецова – используем в качестве стимулятора важных энергетических точек на ладонях и пальчиках. Просто предлагаем деткам положить ладошки на игольчатый коврик, потрогать иголочки каждым пальчиком. Такое точечное воздействие на кожу рук весьма положительно влияет на здоровье в целом и моторику в частности;
• Криотерапия – аналогично полезно воздействие холода на нервные окончания, который находятся на руках. Делаем разноцветные кубики льда из закрашенной краской или соком воды и даем ребенку для игры. Забава недлительна по времени, но крайне интересная. Из разноцветных кубиков составляем мозаику и стимулируем кончики пальчиков;
• Бисероплетение: древнейшее ремесло, которое напрасно забыли специалисты-дефектологи, а ведь оно бесценно для развития моторной сферы, особенно деток с ограничениями по здоровью. Во время работы с бисеринками детки учатся задействовать обе ручки, включают мыслительные процессы, когда планируют узор и путь выполнения задуманного узора. Кроме того, работает каждый пальчик, формируется усидчивость, внимание, глазомер;
• Хозяйственные дела: сортировка круп – задание для Золушки, помните? Но для деток с ОВЗ это занятие – отличный способ натренировать моторику, если не дается бисероплетение, например. Пока вы заняты на кухне, пуст малыш вам поможет, перебрав смешанные крупы. Также предлагайте ребенку отвинчивать крышки бутылок, раскладывать изюминки по тесту, разматывать бечевки, завязывать-развязывать узлы и т. п.
Хорошо также научить пользоваться прищепками: развешивание пусть кукольной одежды весьма положительно сказывается на тренировке точных и мелких движений пальцами;
• Тренажеры-шнуровки – восхитительная вещь для маленьких пальчиков. Шнуровать собственные кеды далеко не так увлекательно, как забавляться с тренажерами. Поэтому обязательно купите или смастерите нехитрое приспособление с дырочками и шнурками;
• Коллекционирование наклеек – небесполезное занятие, как можно подумать. Судите сами, какой труд для пальчиков: отклеить наклейку от основы и приклеить в специальный альбом!
Подведем итоги…
Хотелось бы добавить, что, если ваш ребенок имеет проблемы со здоровьем, которые мешают его нормальному развитию, то вся ваша жизнь должна быть построена по расписанию. Не стоит уповать на дошкольное, а затем школьное образовательное учреждение, что там ребенка научат говорить, писать, читать… Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем успешней будет его обучение и социализация в дальнейшем.
Подбирайте занятия, игры соответственно физическим и умственным показателям малыша. Если у ребенка тяжелая форма умственной или физической отсталости от сверстников, упорно занимайтесь массажем. Используйте все, что есть под рукой: массажные шарики, свои бигуди с ребристой поверхностью, орехи, многогранные карандаши. Пусть с вашей помощью малыш развивает тактильные ощущения и тренирует мозг.
Тренируя руки, не забывайте о стопах ребенка, на которых тоже есть сотни важных нервных окончаний. Включайте в комплекс ежедневных упражнений массаж и самомассаж стоп. Поверьте, постепенно ребенок активизирует свой мозг, укрепит руки, ноги и по мере своих возможностей освоит речь.
Не забывайте о благотворном воздействии лепки из пластилина и глины на мелкую моторику, вырезание из бумаги, рисование пальчиковыми и акварельными красками.