Варвара Карникова
Мелкая моторика и речь ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика и речь ребенка.
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Многие ученые и исследователи задаются вопросом, как же между собой связаны речь и мелкая моторика.
В широком смысле, речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно. Мелкая моторика– разновидность движений, в которых участвуют мышцы, которым нужно специальное развитие.
Публикация «Мелкая моторика и речь ребенка» размещена в разделах
Речь и моторика тесно связаны между собой, а так же связаны со зрением, памятью, вниманием и нервной системой.
Мелкая моторика начинает развиваться с рождения – от простых хватательных рефлексов, удерживания игрушек постепенно переходят в пальчиковые игры и с возрастом усложняются играми с проговариванием, повторением и развивающими игрушками.
Развивается речь – развивается мозг ребенка, формируются мыслительные процессы.
Ученые установили, что за последние годы уровень развития речи детей очень снизился. Это, в первую очередь, связано с тем, что речь становится «беднее», а связано это с тем, что родители стали меньше читать сказки детям, разговаривать с ними, играть в простые пальчиковые и детские игры, заменяя это все «развивашками» в телефоне или включая мультфильмы. Доказано, что это все обедняет речь и снижает уровень работы мозга ребенка.
Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи; простые движения рук убирают не только напряжение с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость.
М. Монтессори заметила связь между развитием тонких движений рук и речью детей. Она утверждала,что если с речью проблемы, то в этом виновата мелкая моторика.
Из выше сказанного встанет вопрос: Как обогатить и развить речь ребенка через мелкую моторику?
В первую очередь с самого младенчества надо заниматься ручками ребенка – делать массаж, учить хватать, удерживать игрушки; играть в простые игры: «Сорока воровка», «Ладушки»,. При мытье рук – гладить каждый пальчик при этом массажируя его.
Использование бизибордов (доски с замочками, липучками и защелками, развивающие тактильные книги, лепка воздушным или обычным пластилином, рисование пальчиками или ладошками. Аппликация, лепка (метод отрывания, отщипывания, сминание бумаги и разравнивание ее).
Игры с крупами так же способствуют развитию моторики и речи (перебирая крупы ребенок щупает и тактильно по разному воспринимает их.
Игры с прищепками так же способствуют развитию малыша. Сначала учим делить по цвету, раскрывать их, затем можно использовать их как игрушки (сделать солнышко, тучку, цветочек, ежика.)
Игры с мозайками (складывание заданного или своего узора, раскладывание бусин по цвету).
Польза от таких игр и упражнений видна сразу. Ребенок становится не только более усидчив, организован, но и работа пальчиками или ладошками так же активизирует речь, работу мозга, «заставляет» его воспринимать и запоминать больше информации.
Дети очень активные и большой мир они познают в движении и чем больше они двигаются, прыгают, ощупывают все, тем лучше развиваются не только физически но и умственно.