Иванова Людмила
Консультация «Медлительные дети»
▼ Скачать
МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ
Содержание
1. Что такое медлительность детей.
2. Правила общения с медлительными детьми.
3. Игры с медлительными детьми.
4. Рекомендации для родителей.
Детей, которых называют медлительными, по разным данным от 12 до 22 процентов. Имеется в виду истинная медлительность. Она связана с врожденной особенностью нервной системы - слабой подвижностью нервных процессов. Ребенок медленно думает, медленно говорит, медленно двигается, у него замедленные реакции. И это не болезнь, не отклонение.
Публикация «Консультация „Медлительные дети“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» сентябрь 2023
Иногда медлительность вызвана ослабленностью ребенка, хроническим заболеванием. Иногда это реакция на жизненные обстоятельства, своего рода протест против каких-то событий или отношений. Но тогда ребенка нельзя назвать истинно медлительным. Если он выздоровеет или обстановка в семье, в детском саду изменится к лучшему, он вернется к своему обычному темпу. А вот медлительному от природы быстрым не стать никогда. Он может только приспособиться к окружающим.
Кому они мешают, эти медлительные дети? В раннем детстве они даже удобнее для окружающих, чем слишком подвижные малыши. Проблемы начинаются, когда такой ребенок идет в детский сад. А в школе еще больше обостряются. Он медленно включается в работу, не может работать в одном темпе с другими детьми. Особенно трудно ему приходится, если у взрослых, которые находятся рядом с ним, другой личный темп.
Больным медлительный ребенок может стать с помощью взрослых. Это в том случае, если они ставят перед ним невыполнимое требование - угнаться за другими детьми. Ребенок начинает быстро утомляться, появляются головные боли, страх. Может возникнуть невроз.
Допустим, родители понимают его особенности, а педагог терпелив и умеет работать с такими детьми. Но чем старше становится медлительный ребенок, тем больше нарастают трудности.
Правила общения:
1. Наблюдая за ребенком, определить, что особенно его интересует, - идти от ребенка, его потребностей.
2. Разговаривать, общаться с медлительным ребенком необходимо спокойно, без упреков, понуканий; тон общения должен быть ровный, неторопливый.
3. При выполнении любых заданий не торопить с выполнением, продумать задание так, чтобы у медлительного ребенка было больше времени на выполнение, чем у других детей. При этом не следует фиксировать внимание ребенка на том, что он делает медленнее других, а наоборот, при выполнении похвалить за качество работы и проявленное старание.
4. В общении с медлительными детьми взрослые должны поддерживать хороший эмоциональный фон, веселое настроение, что будет стимулировать ребенка и вызывать у него желание продолжить общение со взрослым и сверстниками.
5. Взрослый может использовать личный пример и игровую мотивацию для ускорения реакций медлительных детей, но и педагогам и родителям важно помнить, что прямые указания медлительному ребенку на скорость выполнения, неумение что-то делать быстро (умываться, одеваться, отвечать на вопросы) имеют прямо противоположный эффект: ребенок будет выполнять задание еще медленнее, теряя веру в свои силы.
6. Для медлительных детей важно создавать ситуацию успеха, а не предъявлять слишком завышенные требования.
7. Медлительного ребенка необходимо настраивать на общение со взрослыми и сверстниками, обучая и проигрывая различные ситуации взаимодействия; начинать играть в спокойные игры, игры с образами, знакомых сказочных персонажей, где взрослый не будет давать оценку тому, как играет ребенок; важно чтобы медлительному ребенку это нравилось, вызывало интерес, он мог чувствовать себя свободным и уверенным в обучении диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
8. В повседневном общении с медлительными детьми необходимо использовать приветливые фразы, которые создают ощущение комфорта, психологической защищенности: «Ты конечно справишься», «Хорошо, что ты рядом», «Я рада, что ты это выполнил», «Мне нравится, как ты.», «Как я рада тебя видеть.», «Ты очень старался», «Я чувствую, что.». Особенно это важно в начале школьного обучения.
9. Взрослым необходимо помнить о том, что медлительный ребенок с раннего возраста нуждается в организации: режима дня (это основа выработки у него динамического стереотипа, организации двигательного режима (гимнастика, подвижные игры, организации занятий (чтение книг, рисование, музыка) на основе развития познавательной активности, социальной и личностной.
Игры с медлительными детьми :
«Меткий стрелок»
Игра состоит в том, чтобы суметь попасть в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами). Она способствует развитию координации движений, их точности и развивает глазомер. Для совершенствования этих навыков следует постепенно уменьшать размер метательных предметов и увеличивать расстояние до мишени.
«Комнатный снежок»
«Снежок» сделать просто: оберните пробку кусочком ваты, перевяжите комочек крест-накрест нитками. Привяжите к снежку тонкую резинку, свободный конец резинки закрепите на указательном пальце.
Игра состоит в том, чтобы подбрасывать и ловить снежок, попадать снежком в цель. Пусть ребенок научится ловить отскакивающий предмет.
«Кто больше»
На полу рассыпают мелкие предметы (шишки, кубики, игрушки). Играющим завязывают глаза, а в руки дают корзиночки. По сигналу дети начинают собирать с пола предметы в свои корзиночки. По второму сигналу они останавливаются, им развязывают глаза и определяют победителя по количеству собранных предметов.
Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части. По сигналу начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике.
Примечание. Так как соперником ребенка в этой игре может выступать взрослый, то позаботьтесь о том, чтобы ваш сын (или дочь) не оказались в роли вечно проигрывающего.
«Горячий мячик»
Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку — останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют — из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.
Подвижные игры
«Зоодискотека»
Для этой игры понадобится музыкальное сопровождение. Пускай дети ходят по кругу, пританцовывая, а по специальным командам делают определенные движения. Например, на слово «зайчики» дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять копытом об пол, на слово «раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге и т. д.
«Бегу, иду, гуляю»
В этой игре ребенок идет по кругу. Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст взрослый. Если взрослый поднимает руку вверх, ребенок бежит как можно быстрее, если складывает руки на груди — малыш идет по кругу достаточно ритмично, а если водящий опускает руки вниз, то играющий идет очень медленно, как бы не спеша прогуливаясь. В случае, если ребенок не успевает перестроить свои действия в соответствии с сигналом, он получает штрафное очко. Набравший три штрафных очка считается проигравшим.
Упражнения на мелкую моторику рук
«Скатай бумажный шарик»
У кого шарик получится более плотный, тот и выиграл.
«Виражи»
Игра начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы, на одном конце которой машина, корабль, ракета, какое-нибудь животное, а на другом конце – гараж, пристань, дом.
Задача игрока, управляющего транспортным средством, – как можно быстрее добраться до дома: т. е. карандашом, не отрывая руки, прочертить путь по изгибам дорожек, не пересекая и не касаясь их. Внимание ребенка обращается на том, что дорожка не простая, нужно быть внимательным, осторожным.
Можно засекать время передвижения с помощью секундомера. Это поможет вам и ребенку уменьшить время на выполнение задания, следить, насколько успешно продвигается освоение навыка.
«Кошачьи коготки»
В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово «солнышко», то ребенок старается представить себя котом (или кошкой, нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово «мышь», то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.
«Бег пальчиками»
Пускай большой и указательный пальчики «побегают. Для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так «бегать» в обычном темпе. Можно устроить соревнование.
Рекомендации для родителей:
1. Не торопите медлительных детей. Понукания взрослого и ситуация спешки еще больше могут замедлить движения ребенка. Пусть лучше сама игра создает условия, когда ему захочется сделать что-то быстрее, чтобы соответствовать игровой роли или стать победителем.
2. Проводите эти игры систематически (каждый день или хотя бы через день).
3. Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня.
4. Начинать играть нужно обязательно в хорошем настроении и стараться поддерживать приподнятый эмоциональный фон в течение всего игрового занятия. В случае если ребенок проигрывает, оберните все в шутку или помогите ему отыграться. Позаботьтесь о том, чтобы ваши занятия не стали дополнительным ударом по самооценке вашего сына или дочери.
5. Хвалите ребенка и радуйтесь даже самым маленьким его достижениям. Этим вы поможете ему сформировать самоуважение и веру в свои силы, которые понадобятся в жизни ничуть не меньше, чем быстрота реакции.
6. Чаще используйте в играх резкую смену скорости движений — от медленных к очень быстрым и обратно. Задавайте периодически максимально высокий темп, но не затягивайте этот этап игры, так как для медлительного ребенка это серьезное напряжение и следствием его может стать переутомление.
7. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.
Литература:
1. И. П. Павлов. Полное собрание трудов. Изд. АН СССР,1949,т. III, с. 517
2. Кузнецов А. Н., Войнова О. С. Медлительность как одна из причин дошкольнойдезадаптации учащихся. (статья) Научный журнал "Ярославский педагогический вестник".
3. Иванов-Смоленский А. Г. Об изучении типов высшей нервной деятельности животных и человека. Журнал высшей нервной деятельности. 1953. Т. 3. Вып. 1.
4. Кольцова М. М. Медлительные дети. СПб. : Речь, 2003.