НАИДА АБДУЛАЕВА
НОД «Я — гражданин» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Я-гражданин»
Цели:
1) Расширять представление детей о Родине малой и большой;
2) Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой;
3) Закрепить знания детей о символах государства: (герб, флаг, гимн) их определением, изображением, значением;
4) Довести до сознания детей тот факт, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством.
Активизировать словарь: гражданин России
Публикация «НОД „Я — гражданин“ для дошкольников» размещена в разделах
Материалы и оборудование: флаг Республики Дагестана и России, глобус, портрет президента РФ.
Ход занятия:
Дети под музыку «Я-гражданин», входят в группу.
Дети стоят в тесном кругу; держась за руки и повторяя слова, расширяют круг:
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля.
Изобильна, родная,
Славься, Русская земля!
В. - Ребята, мы сегодня собрались, чтобы поговорить о вас, о детях, как о маленьких гражданах нашей огромной страны. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, насколько хорошо мы знаем свою Родину.
Р. - Я, узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною.
Это всё моё родное!
В. Орлов.
В. – Как вы думаете, о чём это стихотворение?
Р. – О Родине.
В. – Что такое для вас Родина?
Р. – Это мой дом, мой город
Р. – Моя семья, моя мама и я.
Р. – Моя страна.
В. – Вы правы ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что?
Р. – Корни.
В. – Листья – это мы, корни – это наше прошлое, наша история, наши деды и прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей страны»
Р. – Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твёрдо!
Я - гражданин России!
И если б меня спросили:
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
В. – А теперь нам надо ответить на несколько вопросов, отвечать надо быстро, одним словом.
1. – Как называется наша огромная страна?
Р. – Россия
2. – Кто управляет государством?
Р. – Президент
3. – Где работает президент России?
Р. – В Кремле
4. Как зовут нашего президента?
Р. – В. В. Путин
5. – Как называется столица нашей Родины?
Р. – Москва
6. – Отличительные знаки государства?
Р. – Герб, флаг
7. – Торжественная песня принятая как символ государства?
Р. – Гимн.
В. – Молодцы, ребята, вы справились с вопросами.
В. – А сейчас посмотрите на глобус. Как огромна наша страна, как здесь много городов, республик, но среди них есть и наш родной Дагестан, где мы родились и растем. Это наш родной край, это наша малая Родина.
В. – Назовите столицу республики Дагестан?
Р. – Махачкала
В. – В честь кого был назван наш город Махачкала?
Р. – В честь революционера Махача Дахадаева
В. – Да, ребята, наша малая Родина – Дагестан и где бы мы, не были, всегда будем вспоминать свою землю, с её природой, песнями, играми, обычаями и традициями.
В. – Кто прочитает стихотворение о Республики Дагестан?
Р. – Далеко, далеко, у подножья небес
Стоит Дагестан – вершина чудес
Земля, породившая мудрость веков
Родина наших великих отцов
В. - Россия огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появился на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении /показываю/, в котором записано, что является гражданином Российской Федерации.
В. – А что значит быть гражданином своей страны?
Р. – Быть гражданином – это значит любить свою Родину, гордиться ей
Р. – Чувствовать ответственность за её судьбу, её будущее.
Р. – Знать её историю, культуру, государственные символы.
Р. – Знать и соблюдать свои права и обязанности.
В. – О каких правах и обязанностях вы сейчас говорили?
Р. – Права и обязанности человека перед государством:
Р. – Защищать Родину, охранять природу, трудиться. Слушаться родителей, помогать папе и маме.
В. – А сейчас кто-то из вас прочитает стихотворение о правах, которые имеете вы:
Р. - Мамы, папы всей страны
Это точно знать должны -
Есть права у их детишек.
Например, на чтение книжек
Так же на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке.
Ещё право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире.
В. – Ребята, какие права здесь прозвучали?
Р. – Право на чтение книжек, право на обучение
Р. – Право жить в семье, на заботу и ласку со стороны окружающих.
Р. – Право на жизнь
Р. – Право, быть счастливым.
В. – А ещё, какие права вы имеете?
Р. – Право на медицинское обслуживание, право на имя.
(на каждый ответ ребёнок получает кружок с буквой. И в конце получается слово: «Я-гражданин»).
В. – Молодцы, ребята, я думаю, вы знаете свои права и обязан, нашего государства.
В. -Назовите основные символы нашей страны и Республики Дагестан?
Р. – Герб, флаг, гимн.
В. – Сегодня, ребята, мы узнаем об этих символах.
В. – Кто покажет флаг Российского государства и скажет, из каких цветов он состоит, и в каком порядке располагаются цвета?
Р. – Флаг России имеет три цвета: Верхняя полоска – белая полоса, в середине - синяя полоска, внизу – красная полоска.
В. – А сейчас, кто-то из вас прочитает стихотворение, в котором говорится, что означают цвета в российском флаге.
Р. – Три полоски флага, это неспроста,
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Купалов нарядных, радости чудес.
Красная полоска – подвиги солдат
Что свою отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак.
Доблестный, трёхцветный наш российский флаг.
В. – Ребята, мы говорили с вами, что республика Дагестан тоже имеет свои символы.
В. – Кто покажет флаг республики Дагестан и скажет, из каких цветов он состоит и в каком порядке они располагаются?
Р. – Верхняя – зеленная полоска, средняя – голубая полоска, внизу – красная полоска.
В. – Расскажите о значениях этих цветов?
Р. – Зеленый цвет – олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли, он традиционный цвет ислама.
Р. – Голубой - цвет моря, символизирует красоту и величие дагестанского народа.
Р. – Красный цвет – означает мужество и храбрость Страны гор Дагестана.
В. – Ребята, обратите внимание ещё раз, чем отличаются эти флаги?
Р. – На российском флаге верху белая полоска, а на дагестанском верхняя полоска – зеленого цвета - цвет ислама.
В. – Где мы можем увидеть флаг Российского государства и Республики Дагестан?
Р. – Он развивается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, соревнований.
В. – А сейчас я предлагаю пройти к столам и попробовать сложить российский флаг и флаг республики Дагестан.
В. – Молодцы, ребята, я думаю, этот символ вы знаете хорошо.
В. – Ребята, кроме флага есть ещё государственные символы. Какие?
Р. – Герб, гимн.
В. - мы сейчас поговорим о гербе, как символе Российского государства и Республики Дагестан.
В. – Кто сюда подойдёт и покажет герб Российского государства?
Р. – Это герб России, ещё один символ государства.
В. – А кто скажет, что изображено на гербе России?
Р. – На российском гербе изображён двуглавый орёл.
Р. – А ещё всадник, который убивает копьём дракона.
В. – Как зовут этого всадника?
Р. – Святой Георгий Победоносец.
В. - Что это означает?
Р. – Это означает победу добра над злом.
В. – Кто прочитает стихотворение о российском гербе.
Р. – У России величавой, на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток,
Он смотреть бы сразу мог,
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
В. – А что скажете о гербе республики Дагестан?
Р. – В центре герба изображён золотой орёл, над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска.
В. – то обозначает солнце?
Р. – Солнце олицетворяет жизнь, свет, богатство, жизненную силу.
Р. – У основании щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море.
В. – Что означает орёл на этих гербах?
Р. – Орёл символ независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости, стойкости.
В. - А сейчас двое из вас выйдут сюда и соберут гербы России и Дагестана.
Остальные дети работают за столами. Перед вами лежат изображения различных предметов, среди предметов находятся и те, которые составляют герб России и Дагестана. Рассмотрите предложенные вам изображения предметов и вычеркните предметы не входящие в гербы России и Дагестана.
В. – Молодцы, ребята, вы хорошо знаете гербы России и Дагестана.
В. – Мы не сказали, ребята, об ещё одном символе России и Дагестана - музыкальном, о каком же символе я говорю?
Р. – Сегодня, друзья, мы услышать должны.
Главную песню нашей страны.
Она называется коротко – гимн
Мы каждое утро встречаемся с ним.
В. – Как надо вести себя, когда звучит гимн?
Р. – Надо прослушать стоя, потому что, это торжественная песня.
В. – Сейчас прозвучат два гимна, гимн России и РД.
(звучит гимн).
В. – Спасибо.
В. – Закончим наше занятие стихотворением «Россия»
Р. – Нет края на свете красивей,
Нет Родины, в мире светлей,
Россия, Россия, Россия!
Что может быть сердцу милей.
И если бы нас вдруг спросили
А чем дорога вам страна?
Да тем, что для всех нас Россия
Как мама родная – одна.
Итог:
В. – Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо отвечали на все вопросы, все были очень внимательными. А теперь скажите, что нового вы узнали, что вам запомнилось, что было интересным?
Р. – Мы узнали, что наша страна очень большая и красивая.
Р. – Что у нашей страны есть отличительные символы – флаг, герб, гимн.
Р. – Мы собирали флаги Российского государства и РД.
Р. – Читали стихи о России и Дагестане.
Р. – Собирали гербы России и Дагестана.
В. – Молодцы, ребята, вы сегодня показали хорошие знания.