Лидия Голикова
Современные подходы к организации предметно развивающей среды в дошкольном учреждении в свете требований ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ № 5 «СОЛНЫШКО» Г. КРАСНЫЙ СУЛИН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Опытно-экспериментальная работа по теме:
«Современные подходы к организации предметно развивающей среды в дошкольном учреждении в свете требований ФГТ"
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Детский сад основан в 1965 году.
Публикация «Современные подходы к организации предметно развивающей среды в дошкольном учреждении в свете требований ФГТ» размещена в разделах
Рассчитан на 6 групп.
Воспитание и обучение проходят с 1,5 до 7 лет
Процесс ведут:
Старший воспитатель
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Руководитель хореографии
Сотрудники ГЦВР «Досуг"
МОУ СОШ № 2
ЦЕЛЬ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Разработка модели предметно – развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и самореализации детей в конкретно заданных условиях в каждой группе детского сада.
Задачи экспериментальной работы:
1. Изменение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно – развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках программы «Детство» и основной образовательной программы.
2. Разработка рекомендаций по созданию предметно – развивающей и предметно- игровой среды с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, театрализованной).
5. Создать комфортные условия пребывания воспитанников в детском саду.
6. Содействовать к сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно – развивающей среды.
7. Приобщить детей к активной предметно – развивающей деятельности в интерьере группы, двора, детского сада.
ПРЕДМЕТ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Обеспечение гибкости и управляемости пространственно – предметной образовательной среды.
ГИПОТЕЗА:
Организация предметно – развивающей среды детского сада, способствующей развитию и проявлению индивидуальных способностей ребенка.
На рубеже двух тысячелетий в обществе назрела проблема в формировании личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству.
Проблема воспитания детей не нова, но в настоящее время очень актуальна. Исследованиями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей ребенка, чем дошкольное детство, трудно себе представить.
Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от педагогов создания в детском саду соответствующей предметной среды детства и реализации ее на основе личностно – ориентированного, системного интегративного подходов к каждому ребенку.
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста ребенка. Исследования последних лет показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, которые складываются из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, рассматриваются как необходимые составляющие предметно развивающей среды.
Именно поэтому оформление групп для малышей играет большую роль в воспитании эстетического вкуса, бережного отношения к окружающей среде.
Предметно – развивающая среда – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического и социального становления личности ребенка.
Нашему коллективу пришлось искать ответ на вопрос: Как создать в ограниченных условиях эффективную предметную среду, которая бы стимулировала развитие дошкольника?
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. У ребенка просто исчезнет стремление узнать новое, появится апатия и агрессия. Нашей задачей было – построить предметно – развивающую среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком, была направлена на развитие ребенка.
Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и не привлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
На этапе формирования предметно – развивающей среды в ДОУ мы организовали большую работу многоплановую и творческую деятельность всех педагогов в соответствии с планом работы.
Работа была начата с изучения методической литературы, нормативных документов, материалов в СМИ и требований ФГТ к среде ДОУ.
В ходе реализации проекта педагогам пришлось выступить в качестве дизайнеров, портных, художников, конструкторов, мастеровых. Найти удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство ДОУ.
Зонирование помещений продумали и решили таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах.
Правильно расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер каждого помещения.
Подобная организация пространства дает педагогу возможность приблизиться к позиции ребенка. Так, в предметно – пространственную среду каждой группы мы включили искусственные и природные объекты. Наряду с центрами «Юные экологи», где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в группах оборудованы центры экспериментирования, где проводятся опыты с песком, водой, другими природными и не природными веществами.
*
К выбору игр подошли основательно: собрали развивающие игры, направленные для развития воображения, речи, памяти, логики, внимания. С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический материал в группах раннего возраста является частью центра развивающих игр. Дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счетами, вкладышами, мозаикой, шнуровками. В дополнение к центру оформили настенное панно для развития тактильных и зрительных ощущений.
Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей среды.
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно - развивающей среды мы учитываем интересы мальчиков и девочек, подбираем необходимые атрибуты для поло ролевых игр. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.
Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса, побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию.
При оформлении учитывается мнение воспитанников, используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности.
*
Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии. Дети себя чувствуют комфортно, не боятся что- либо разбить или уронить.
По сезонно или к праздникам оформляется у нас холл и коридор. Каждая работа выполнена руками педагогов, родителями, имеет определенное смысловое значение.
*
Таким образом, всего за один год коллектив сумел сделать так, чтобы предметно- развивающая среда стала соответствовать требованиям ФГТ на 70% к основной общеобразовательной программе. В проекте участвовало 80% сотрудников ДОУ. В ходе реализации проекта заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметно – развивающей среды были привлечены 50% родителей, что помогло наладить взаимодействие с ними.
Совместные работы родителей и воспитанников, а также совместные работы воспитателей и детей были размещены на сайте детского сада.
Жить «в эпоху перемен», как известно, желали своим недругам. В последние годы наше дошкольное образование вступило в очередную «эпоху перемен». И всем нам приходится не только в ней жить, но и работать.