Валентина Бабаева
Консультация «Математика — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития детей. Задача состоит не только в том, как правильно держать ручку, писать, считать, но и в умении думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Публикация «Консультация „Математика — это интересно“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2020
В ФГОС записано: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Поэтому формированию элементарных математических способностей отводиться важное место.
Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).
Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с взрослыми, в общении со сверстниками.
Теоритическая часть.
1. Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения:
• практические,
• наглядные,
• словесные,
• игровые.
При выборе метода учитывается ряд факторов:
- программные задачи, решаемые на данном этапе;
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- наличие необходимых дидактических средств и т. д. ;
Постоянное внимание педагога к обоснованному выбору методов и приемов, рациональному использованию их в каждом конкретном случае обеспечивает:
- успешное формирование элементарных математических представлений и отражение их в речи;
- умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме, последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу, выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;
- ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнения путем сопоставления, счета, измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность чередования признаков, общность свойств.
В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод.
Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).
Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений :
- выполнение разнообразных практических действий;
- широкое использование дидактического материала;
- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом :
- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;
- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.
Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.
Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно
и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля.
Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности.
Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д. ; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.
С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения можно выделить репродуктивные (подражательные) и продуктивные упражнения.
1.1. Игра как метод обучения.
Формирования элементарных математических представлений предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр (сюжетной, подвижной и т. д., игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д. В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр.
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Наглядные и словесные методы при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.
1.2. Приемы формирования математических представлений.
В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:
1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:
- четкость, расчлененность показа способов действия;
- согласованность действий со словесными пояснениями;
- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ:
- активизация восприятия, мышления и речи детей.
2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие.
3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в холе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.
Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение, но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять желательно избегать повторного показа.
Освоение действия и совершенствование его осуществляется под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.
4. Вопросы к детям. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств.
Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».
Основные требования к вопросам как методическому приему:
- точность, конкретность, лаконизм:
- логическая последовательность;
- разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по- разному;
репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;
- давать детям время на обдумывание;
-количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;
- следует избегать подсказывающих вопросов.
Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный ребенок. В отдельных случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.
Ответы детей должны быть:
- краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;
- самостоятельными, осознанными;
- точными, ясными, достаточно громкими;
- грамматически правильными (соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).
В работе с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему пере формулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке грибов четыре», — говорит малыш. «На полке четыре гриба», уточняет воспитатель.
5. В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции, но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.
В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д.
Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.
Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. В начале обобщает воспитатель, а затем — дети.
6. В методике формирования элементарных математических представлений некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д. Этими приемами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.
7. Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:
- использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;
- дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.
Широко используются модели при формировании
• временных представлений: модель частей суток, недели, года, календарь;
• количественных; числовая лесенка, числовая фигура и т. д., пространственных: (модели геометрических фигур) и т. д.
• при формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.
8. Экспериментирование- это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).
9. Контроль и оценка. Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.
Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Оценка взрослого, приучающего ориентироваться на образец, начинает сочетаться с оценкой товарищей и самооценкой. Этот прием используется по ходу и в конце упражнения, игры, занятия.
Эти приемы, кроме обучающей, выполняют и воспитательную функцию: помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам, желание и умение помочь им, формируют эмоциональную отзывчивость.
Практическая часть.
Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Математика – это интересно!»
Хочется начать свое выступление со слов великого педагога и писателя Василия Александровича Сухомлинского «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Цели мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога.
Задачи мастер-класса: Знакомство педагогов с математическими играми, создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Актуальность моей темы является:
1. В соответствии с ФГОС ДОв центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
2. Существует противоречие между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической
науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её спользования в формировании элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с другой стороны.
3. Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Цель моего педагогического опыта: Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры во второй группе раннего возраста и в младшей группе.
Задачи логико – математических игр :
1. Развитие у детей логики-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, цвет, геометрических фигурах);
2. Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерения, простейшие вычисления);
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач);
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие активности и инициативности детей;
9. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений контроля и самооценки.
Основные принципы:
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми: наглядные, словесные и практические, игровые.
Логико – математические игры подразделяются на: настольно– печатные, игры на объемное моделирование, игры на плоскостное моделирование, игры из серии формы и цвет, игры на составление целого из частей.
Требования программы по формированию элементарных математических представлений во второй группе раннего возраста и в младшей группе.
Втораягруппа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородныхпредметов. Учить различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастныхразмеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик,большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькиемячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик,кирпичик, шар и пр.).Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детейопыт практического освоения окружающего пространства (помещенийгруппы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова,лицо, руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).Учить составлять группы из однородных предметов и выделять изних отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов вокружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемамипоследовательного наложения и приложения предметов одной группы кпредметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениямитипа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше»или «Кружков столько же, сколько грибов».
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшейпо количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданномупризнаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясьприемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий,одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные)по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом,квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используязрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироватьсяв расположении частей своего тела и в соответствии с ними различатьпространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади, справа — слева. Различать правую и левую руки. Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастныхчастях суток: день — ночь, утро — вечер.
Так как игра является ведущий деятельность в детском саду, мы предлагаем вам поиграть.
1. Дидактическая игра: «Веселые прищепки».
Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений развитие зрительного восприятия и внимания.
Ход игры:
Подбираем по цвету желтые, синие, красные и т. д. детям предлагается найти потерянные солнцем желтые лучики, потерянные тучкой дождик в виде синих капелек. В ходе игры воспитатель побуждает детей называть цвет выбранных прищепок; сравнить, обозначить различия, классифицировать словами «такой- не такой».
2. Дидактическая игра: «Геометрическое лото».
Цель и задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах и цвете. Упражнять в счете фигур в независимости от формы и цвета. Воспитывать у детей память, способности сравнивать фигуры, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь, формировать сообразительность, сосредоточенность, быстроту мышления, развивать совместную игровую деятельность уметь четко выполнять правила игры.
Ход игры:
Детям воспитатель раздает карточки разного цвета без повтора. Воспитатель достает из конверта карточки с фигурой. Необходимо правильно и четко назвать фигуру и ее цвет. Дети, в свою очередь проверяют свои карточки с набором фигур и ищут ту, которую назвал воспитатель. Тот ребенок, у которого оказалась такая фигура, забирает карточку себе.
Заключение.
Считаю важным вдохновить ребенка, укрепить и развить познавательные интересы дошкольников, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Стараюсь воспитательно-образовательный процесс сделать богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.
Обучая маленьких детей через игру, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.