Алла Зверянская
Консультация «Математика — это интересно!»
▼ Скачать + Заказать документы
МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Зверянская Алла Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 6 детский сад общеразвивающего вида «Снежинка»,
п. Усть-Камчатск Усть-Камчатского муниципального района
e-mail : 52ALLA 91@mail.ru
Аннотация
Данная статья посвящена развитию логики и мышления, являющейся неотъемлемой частью гармонического развития ребенка, и успешной его подготовки к школе. Игры, упражнения и задания превратят процесс обучения в веселую и потрясающую игру. А вскоре вы заметите, что этот ребенок заметно превосходит своих сверстников в способности логически мыслить и восхищает взрослых творческой фантазией и смекалкой.
Публикация «Консультация „Математика — это интересно!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Ключевые слова: систематизация, уникальная модель, ориентация, сравнения, ребенок, дети.
Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей - неволей человеку приходится подстраиваться под его всё ускоряющийся ритм.
Сейчас никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, на сколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным навыкам счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, выполнять его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развития самоконтроля.
Главная задача педагогов и родителей - способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, полученных детьми; формированию их психологической готовности к школе.
Актуальность проблемы заключается в том, что мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП показал, что большинство детей плохо усваивают программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Новизна проблемы заключается в применении постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнение одной и той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности ребенка, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей. Выше озвученное делает обучение интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель: развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, всестороннее развитие личности ребенка, подготовка к успешному обучению в школе, коррекционно-воспитательная работа.
Задачи:
Образовательные: расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП, учить способам практической деятельности в области математики.
Развивающие: развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю; творческие способности детей.
Воспитательные: формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Система развивающего обучения математике должна быть направлена на формирование и развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом. Важно, чтобы с первых шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь, из чего вытекает, и накапливал опыт управления предлагаемой ситуацией, опыт ее анализа, изменения и исследования. Как же «как же разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необходимость, не соответствия прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения. Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
удивляются (радуются, успехами и достижениям, новизне);
фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельно образы);
достигают (целеустремлены, настойчивы).
Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
В своем опыте используем игровые технологии развивающих игр, как часть общей инновационной игровой технологии. В нее включены игры, такие как: логические игры Дьеныша, счетные палочки Кюизенера и т. д. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, и вкладышей Монтессори. Развивающие игры, как элемент игровой технологии, дают возможность объединять один из основных принципов обучения «От простого к сложному». Используемые игры разнообразны по своему содержанию. Это дает возможность детям приобрести свой опыт математических премудростей. Игры, элементы, используемые, в инновационной игровой технологии придают образовательной задаче конкретный, актуальный смысл, что позволяет сделать более доступным решение сложных задач, и способствует становлению осознанной, познавательной мотивации детей дошкольного возраста. Реализация игровой технологии, в процессе образовательной деятельности, происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставиться перед детьми в форме игровой ситуации, образовательная деятельность подчинена правилам игры, материалы используются в качестве ее средства, а в образовательную деятельность вводиться элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Используя данную инновационную технологию, мы получаем характерный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию.
В ходе исследования было выявлено, что значительным потенциалом для формирования математических представлений обладают русские народные сказки. Например, рассматривая сказку «Репка» детям предлагалось ответить на вопросы: - Кто пришел тянуть репку первым? За кем встала бабка? Какая по счету она была? Между кем стоит бабка? Кто стоит перед Жучкой? Кто в сказке самый высокий? Самый низкий? Сколько человек тянули репку в сказке? Подобные вопросы позволяют формировать у дошкольников порядковую и количественную характеристику натурального числа, пространственные ориентировки, представление о величине и др.
Кроме сказок при обучении детей математике педагогами активно используются малые фольклорные жанры: потешки, стихи, скороговорки, загадки, песенки и др.
Практически все знания, умения и навыки, полученные на занятиях, можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной форме, работая с детьми индивидуально. использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире, чего больше на тарелке яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т. д.
В процессе математического развития дошкольников создаются условия для развития начал логического мышления (формируются приемы анализа, сравнения, обобщения, классификации и др.).
В ходе игры осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах, обеспечивающее эмоционально комфортные условия образовательного процесса.
В ходе реализации программы педагог организует и направляет поисковые действия детей, развивая их собственную деятельность, приобщая к самостоятельному анализу, сравнению, выявлению существенных признаков и закономерностей окружающего мира.
Математические представления детей формируются в межпредметной интеграции, т. е. тесной взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира.
Непосредственно образовательная деятельность направлена на приобретение ребенком опыта математического творчества (исследование математических объектов, придумывание и конструирование из геометрических фигур образов и моделей предметов и объектов, различные варианты решения заданий, сочетание репродуктивных и продуктивных упражнений и т. д.).
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений.
Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг представлений детей и идет перестройка умственной деятельности.
На занятиях по математике воспитателями используются различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.
Обучение математике дошкольников невозможно без использования занимательных игр, задач, развлечений. Применяется занимательный материал для того, чтобы активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Игровая форма является понятной и интересной детям. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Для формирования у дошкольников математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игры. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей всех возрастных групп.
Все они выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую.
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование, игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры
При обучении началам математики педагоги широко используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
При выборе методов учитываются:
цели, задачи обучения;
содержание формируемых знаний на данном этапе;
возрастные и индивидуальные особенности детей;
наличие необходимых дидактических средств;
личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.
Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций. Практические методы характеризуются прежде всего самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности.
Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей.
К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.
К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.
Составные части метода называются методическими приемами.
Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнения, указания, вопросы к детям, обследование и т. д.
Широко распространенным является методический прием — показ. Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный.
Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям. Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные. Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации.
Проблемные ситуации возникают тогда, когда:
связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос: что это такое? ( опускаем разные предметы в воду: одни тонут, а другие — нет);
после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (эксперимент с теплой водой, таянием льда, решение задач);
для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т. е. выполнить некоторые умственные операции (измерение разными мерами, счет группами и др.).
Ведущими методами являются дидактические игры и упражнения. При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.
Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей все-таки удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естественно.
Гармоничное развитие и воспитание будущих школьников может быть обеспечено лишь при единстве воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Основной формой работой с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Одним из наиболее ответственных за осуществление эффективной педагогической. Именно наша деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована. И сейчас уже можно с уверенностью сказать, что у наших детей старшего дошкольного возраста воспитан интерес к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Наш творческий подход, мастерство и желание осуществить комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей старшего дошкольного возраста помогают реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом, стремились познавать многогранность мира, что позволит с самого раннего детства заложить основы мотивированного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. К. Ю. Белая «Инновационная деятельность в ДОУ» - М. ТЦ СФЕРА 2017-64с.
2. Ю. В. Атемаскина «Современные педагогичесие технологии в ДОУ» - СПб. : Детство -- Пресс- 2017-112с.
3. М. Фидлер «Математика уже в детском саду» - М. : Просвещение. 2016 – 299с.
4. М. А. Габова «Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и
Технологии» – М. : Директ Медиа, 2017 – 105с.
5. А. В. Белошистая «Обучение математике в ДОУ «- Айрис-пресс, 2016.
6. Л. А. Чилиндрова «Играя учимся математике» - М. :ТЦ Сфера. -2016 – 64с.
7. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» - М. : Просвение, 2016 – 196с.