Айгуль Гильмутдинова
Математическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка, поэтому воспитатели и родители должны помочь ему сохранить и развивать стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Оно не сводиться к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем и ре свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, и словами.
Публикация «Математическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Особая роль при этом отводиться нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьениша, палочки Кьюзнера, счетные палочки, наглядные модели и другое. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Так, например, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.
Палочки Кюизнера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учиться декодировать игру красок в числовых соотношениях: чередование полосок - в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре –в состав числа. С помощью сопоставления узоров выводятся свойства чисел, решаются «цветные» уравнения. При этом не только «считываются» готовые конфигурации, прежде всего, создаются самим ребенком по условиям.
Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, моделирование, освоенные сегодня, помогут им завтра окунуться в сложный математический язык.
Средства –это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно- временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.