Гульфиря Гайнетдинова
Консультация для воспитателей «Современные подходы к обучению дошкольников математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно проверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мысленной деятельности, зрелость ума – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Публикация «Консультация для воспитателей „Современные подходы к обучению дошкольников математике“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решить арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знакомыми словами.
Такие понятия, как количество и порядок – ничего не значит для детей без большого числа вещей, предназначенных для счёта и упорядочивания. Следовательно, маленьким детям должна быть предоставлена возможность изучать математические отношения через манипуляцию конкретными предметами, игру со множеством вещей, которые они могли бы сортировать и пересчитывать. Такая игра приобретает смысл для детей при поддержке взрослого воспитателя – «КОНСУЛЬТАНТА». Взрослые помогают им строить и понимать математические понятия, фигурирующие в них повседневной жизни. Изучение и освоение математических понятий не должно идти со страниц учебника или через задания на бумаге с карандашом.
Введение в математические темы :
Распорядок дня и календарь
Дневной режим предоставляет много возможностей для конкретного математического опыта.
во время прихода с прогулки раздевание может служить примером соотношения «один к одному» каждый крючок или кабинка для каждого пальто.
Учет детской посещаемости может служить практикой счета и вычисления («Сколько присутствует?», «Сколько отсутствует человек?», «Присутствует 10, а должно быть 14, сколько отсутствует?», используя фотографии присутствующих и отсутствующих детей, нарабатывайте опыт непосредственного счета и вычисления.
Время завтрака дает детям другие возможности знакомства с отношением взаимно однозначного соответствия: для каждого ребенка одна подставка, одна тарелка, одна чашка, одна салфетка.
Время групповых занятий дает возможность для прочтения большого количества рассказов и пения множества песен, но оно также может использоваться для счета и классификации по различным признакам: «Сколько здесь девочек?», «Сколько человек одето в красное?», «У скольких мальчиков белые носки?».
Время прогулки на воздухе и физическая деятельность – прекрасный способ дать детям конкретные знания по математике. Любая активность, которая содержит ритмические движения тела, может быть использована для счета: подъем или спуск по ступенькам, когда на каждой ступеньке произносится соответствующее число, качание на качелях, когда каждое колебание подсчитывается вслух, прыжки или подпрыгивания, удары мяча об пол. В таких видах деятельности само тело ребенка закрепляет понимание значения чисел. Механический счет и идентификация чисел бессмысленны без такой непосредственной физической тренировки.
Даже процедура туалета может служить основой для математического общения. Воспитатель может вводить вычисления, говоря, например: «У нас три раковины и четыре ребенка, сколько детей ждет?». Распределение полотенец для вытирания рук может быть еще одной возможностью для обучения взаимно однозначному соответствию.
Выходы за пределы детского сада обладают широкими возможностями для занятий математикой. Отмечайте экскурсии на календаре заранее, за несколько дней: это служит детям упражнением в измерении времени посредством подсчета дней. Время, которое необходимо для того, чтобы добраться из детского сада до места назначения, также может быть отмечено и обсуждено.
Оснащение группы, центры активности
Все обучающие центры в группе детей раннего дошкольного возраста предоставляют возможности для обучения математике.
Центр сюжетно-ролевой игры. Взаимно однозначное соответствие может быть закреплено в игре «в дом». Например, куклы – в кроватки, чашки – мамам, разливающим кофе. Игра «в магазин» знакомит с опытом простых вычислений с использованием игрушечных денег.
Центр грамотности. Здесь должен быть хорошо подобранный набор иллюстрированных книг с четкими, простыми цифрами и интересными картинками для вычисления.
Центр песка и воды. Наполнение и опустошение разных по размерам емкостей знакомит детей с понятиями измерения и сравнения.
Центр искусства. Художественная деятельность предлагает другую возможность, закрепления взаимного однозначного соответствия, например, кисточки – к определенным цветам краски, листики бумаги – каждому ребенку, работающему в этом центре. Могут вводиться вычисления, например, если каждый ребенок использует по три цветных карандаша, сколько всего карандашей у детей? Проектирование может включать геометрию через использование форм и образцов.
Центр манипулятивной активности. Знакомые предметы, такие, как сухие бобы, пуговицы, пробки от бутылок, ракушки, камешки – идеальные средства для подсчета и классификации. Упаковки из-под консервов или коробки из-под яиц – прекрасные емкости для этой деятельности. Доски и резиновые ленты предоставляют возможности для счета и занятий геометрией. Наборы для конструирования (состоящие из отдельных частей и целостных узлов) дают бесценный опыт использования всех математических понятий, которые мы ранее определили, за исключением понятия времени. Такие наборы более полезны для развития у детей математических понятий, чем материалы, которые вводят числа вне контекста, например, игры и загадки, предполагающие идентификацию чисел.
Центр конструирования. Если для группы может быть приобретен только один набор, это должно быть набор деревянных кубиков для строительства. Работая с таким набором, составляя свою собственную конструкцию, дети усваивают математические и геометрические отношения на интуитивном уровне.
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».
Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.