Наталья Пупкова
Сборник математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. 4
Логико - математические игры… 5
Математические развлечения…. 5
Логические игры, задачи, упражнения… 17
Дидактические игры и упражнения… 25
Заключение… 34
Список литературы…. 35
Приложение 1. Схемы для игры – головоломки «Танграм»…. 36
Приложение 2. Схемы для игры – головоломки «Волшебный круг»…. 37
Приложение 3. Схемы для игры – головоломки «Колумбово яйцо»…. 38
Приложение 4. Схемы для игры – головоломки «Вьетнамская игра»…. 39
Приложение 5. Схемы для игры – головоломки «Пентамино»… 40
Публикация «Сборник математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Логико - математические игры
Математические развлечения - интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
1. Головоломка – это задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Цель - развивать наглядно – образное, логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.
Головоломка «Весёлые пингвины»
Задание: Расставьте пингвинов так, чтобы сумма чисел проставленных на пингвинах во всех указанных рядах, составляла 12 (рис. 1.).
Головоломка «Зайка и ёлка»
Задание: Помоги зайчику выбрать ёлочку, на которой висит больше всего разноцветных шариков (рис. 2.).
Головоломка «Царь зверей»
Задание: Все звери в Саванне слышат, когда рычат львы. Какой из этих львов рычит громче всех? Подсказка: чем больше сумма, тем сильнее рёв (рис. 3).
Головоломка «Мячики»
Задание: Подбери мячики к их половинкам (рис. 4.).
2. Ребус – это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов.
Цель – активизировать познавательную деятельность через игровые элементы.
Задание: Решете математический ребус (рис. 5-10.).
3. Лабиринт – запутанные положения, из которых трудно найти выход
Цель – развивать познавательные процессы, логическое и пространственное мышление, мелкую моторику рук, настойчивость и умение сосредоточиваться.
Руководство. Постепенно усложнять лабиринты (более сложная сеть ходов, увеличение количества тупиков, разветвлений). Совместно с ребенком прослеживать ходы с помощью карандаша, мела, отметок, а затем зрительно. Поощрение проявлений устойчивого внимания, сосредоточенности, желания достичь цели.
Лабиринт «2*8»
Задание: Реши пример. Найди правильный ответ и раскрась к нему дорожку (рис. 11.)
Лабиринт «Космос»
Задание: Помоги ракете прилететь в космос (рис. 12.).
Лабиринт «Помоги Ёжику»
Задание: Помоги ёжику добраться до грибочков (рис. 13.).
4. Математические загадки – загадки для тех, кто любит математику.
Цель - развивать находчивость, смекалку, память, мышление.
Я — тире в грамматике,
А кто я в математике? (Минус)
* * *
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
* * *
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик. (Ноль)
* * *
Мы — весёлые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает. (Пятёрки)
* * *
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет! (Двойка)
* * *
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо. (Круг)
* * *
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня. (квадрат).
5. Математические задачки – шутки -это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом.
Цель –развивать логическое мышление, наблюдательность, быстроту реакции; учат овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
2. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
4. На верёвке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с верёвки и сжевала коза Люська. Сколько наволочек спокойно высохли на верёвке(2)
5. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках. 3 столбика упали вместе с забором, а остальные остались торчать самостоятельно. Сколько столбиков торчат самостоятельно(4)
6. У бабы Яги на носу 3 бородавки, а у Кощея Бессмертного – на 6 бородавок больше. Сколько бородавок теснится на носу у кощея Бессмертного? (9)
7. У Змея Тугарина – одна голова, а у Змея Горыныча целых 3. На сколько голов Змей Горыныч умнее Змея Тугарина? (2)
8. На груше выросло пять яблок, а на ёлке-только два. Сколько всего яблок выросло? (ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.)
9. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы. Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько. В феврале цветы не растут.)
10. В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? (Три ромашки).
11. Андрей ссыпал вместе три кучки песка, а потом высыпал туда еще одну. Сколько стало кучек песка? (Одна большая кучка.)
12. Бабушка связала на зиму внукам шарфы и варежки. Всего она связала три шарфа и шесть варежек. Сколько внуков у бабушки? (Трое внуков)
13. Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли шесть варежек. Сколько детей лепили снеговика? (трое)
14. В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду? (семь. Четыре плавают, а три под водой.)
15. Что тяжелее-килограмм ваты или килограмм камней? (Вес одинаковый.)
16. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом еще три сливы. Сколько деревьев зацвело? (Зимой деревья не цветут)
6. Кроссворды - Задача-головоломка, заключающася в заполнении буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова. игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.
Цель - развивать познавательные способности детей, сообразительность и ассоциативное мышление, расширять кругозор.
Задание: Реши кроссворд (рис. 14 – 15.).
Числовой кроссворд - одна из разновидность кроссвордов, в котором вместо слов вписываются цифры.
Задание: Реши числовой квадрат (рис. 16-18.).
.
7. Математический (магический) квадрат - квадратная таблица, заполненная различными числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова.
Задание: Заполни магический квадрат, что бы сумма чисел получилась 15 (рис. 19-20.).
Задание: Заполни магический квадрат, что бы сумма чисел получилась 13 (рис. 21.)
Задание: Заполни магический квадрат, что бы сумма чисел получилась 18 (рис. 22.)
8. Игры с палочками на пространственное преобразование
Цель – формировать геометрические представления; развивать пространственное воображение детей, умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения.
Задание: Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
Задание: В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата (рис. 23.).
Задание: Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок (рис. 24.).
Задание: В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата (рис. 25.).
Задание: Переложить 2 палочки так, чтобы фигура; похожая на корову, смотрела в другую сторону (рис. 26.).
Задание: Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка? (рис. 27.).
Задание: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата (рис. 28.).
9. Игра - головоломка «Танграм» - старинная восточная головоломка из фигур. Одна из несложных игр. Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др.
Задание: Рассмотри картинки. Каких предметов по одному, по два? Сравни, чего больше, меньше, поровну (рис. 40.).
Задание:. Проверь: мячей сколько же, сколько флажков, или нет? (рис. 41.)
Задание:.Сколько ведер? А лопат? Чего больше? На сколько? (рис. 42.)
Задание: Сосчитай, сколько людей, сколько зверей и сколько птиц плывут на этом корабле? (рис. 43.)
Игра «Одинаковые предметы»
Цель: Учить детей находить одинаковые предметы разного цвета. Развивать речь, внимание, умение сравнивать предметы. Развивать мелкую моторику пальцев.
Оборудование: 24 карточки с предметами основных цветов.
Ход игры:
Взрослый раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти одинаковые предметы.
Например, взрослый берёт карточку с машиной зелёного цвета и просит малыша найти ещё такую же машину другим цветом. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на машину красного цвета и пояснив, что на карточках изображены машины разного цвета.
Игра «Больше – меньше»
Цель. Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слуха моторную координацию движений.
Ход игры. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Вариант. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель - Формировать у дошкольников наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы и заключения, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происходящие с предметами, сопровождая все свои действия речью. (рис. 44-46).
Дидактическая игра «Да – нет»
Цель- Учить детей мыслить, логично задавать вопросы, делать правильные умозаключения, сопоставив их с вопросами.
Игровое правило: на вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет».
Ход игры: Педагог сообщает детям правила игры и объясняет название:
- Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего да или нет. Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего он нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами - да или нет. Сначала водящим будет педагог, который разъясняет, как логично задавать вопросы. Вопросы могут быть следующие: Этот предмет на полу? - Нет. На стене? - Нет На потолке? - Да. Стеклянный. – Да. Похож на грушу? - Да. Это лампочка. - Да. Сначала рекомендуется узнавать, где находится предмет, потом какой он. Можно загадать любой предмет: тучи, небо, стол, стул, овощи, фрукты…
Дидактическая игра «Похож – не похож»
Цель - учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Игровые правила: для сравнения предметов по представлению брать только два предмета, отмечать как признаки сходства, так и различия.
Ход игры: Педагог, посадив детей в кружок или за столы, предлагает поиграть в игру, которая называется «Похож - не похож».
- Мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они отличаются и чем похожи. Сегодня мы поиграем так: каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются и чем похожи, расскажет нам, а мы угадаем.
Предметы могут быть такие: Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединкой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками и колючками. Один полевой, другой растет на клумбе. (Ромашка и роза)
Два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, другой большой коричневого цвета. (Божья коровка и майский жук)
Животные. Оба проворные. Одно серого цвета, другое – рыжего. Живут в лесу, одно в норе, другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо. (Лиса и волк).
Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, другая идет тихо. (Трактор и грузовик).
Дидактическая игра «Было – будет»
Цель - Уточнить представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени; совершенствовать умение детей отвечать на слова стихотворения словами «есть», «было», «будет».
Игровое правило: отвечать на слова стихотворения можно только словами: «есть», «было», «будет».
Ход игры. бросание и ловля мяча.
Педагог предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится: стихи А. Барто «Игрушки» хорошо служат этой цели. Например:
«Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!»
Дети говорят: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду произносить слова, а вы отвечайте мне только одним словом из трех: «есть», «было», или «будет» - тем, которое подходит по смыслу». Воспитатель произносит глаголы в настоящем, прошедшем или будущем времени, дети отвечают. Эту игру можно усложнить, и тогда воспитатель будет произносить «есть», «было», «будет», а дети придумывать к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение. Например, «будет» (мы поедем к бабушке, я пойду в первый класс и т. д.) Такая игра, закрепляя знания детей о временных формах глаголов, будет способствовать развитию быстроты мышления, сообразительности.
4. Игры с цветными крышками – уникальный по своим дидактическим возможностям материал. «Почему именно крышки?» – спросите вы.
- Крышки легко брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое вы.
- Крышки от пищевых продуктов, значит, допущены санитарными нормами.
- Играть крышками можно как за столом, так и на ковре.
Цель –развивать тонкую моторику, память, логическое мышление; игры учат детей рассуждать и анализировать, помогают запоминать и различать цвета
Игра «Подбери цвета» (рис. 47-49.).
Цель - знакомить детей с цветами путем подбора по образцу, обогащать активный словарь за счет названий цветов.
Игра «Украсим салфетку» (рис. 50.)
Цель - закреплять умение детей подбирать фигуры, ориентируясь на цвет.
Игра «Заполни клеточки» (рис. 51.)
Цель - продолжать учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать навык самоконтроля и самооценки (учить логически объяснять свои действия).
Игра «Расставь фигуры»
Цель - продолжать учить детей решать логические задачи на основе словесной инструкции:
- Расставь кружки так, чтобы белый был между желтым и красным, а желтый был рядом с зеленым.
- Расставь кружки так, чтобы красный был между синим и зеленым, а зеленый был рядом с желтым.
Дидактические игры и упражнения - направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений.
Цель - упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики.
1. Игры на поиск недостающих предметов
Задание: Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник (рис. 52.)
Задание:Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса (рис. 53.)
Цель - вызвать у детей интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали, на основе проведенного анализа выбирать недостающую в третьем ряду фигуру из 6 фигур, изображенных ниже черты. Упражнять детей в доказательстве решения.
Материал : таблица и карточки с изображенными на них фигурами
Ход работы. Воспитатель обращает внимание детей на таблицу, предлагает рассмотреть ее, затем говорит: "Посмотрите внимательно на эту задачу, она нарисована, послушайте, я расскажу, как надо ее решать. Нужно рассмотреть первый, верхний ряд фигур (показывает, затем второй, средний. А в третьем ряду, нижнем одной фигуры не хватает. На ее месте стоит знак вопроса. Недостающую фигуру надо выбрать из фигур, нарисованных на карточках, и поместить на место недостающей, вот сюда (показывает)".
Задание: Даны 3 ряда изображений самолетов, отличающихся формой корпуса, крыльев, их окраской, количеством иллюминаторов. Недостающий самолет надо выбрать I из 6 фигур, помещенных справа. I Ответ обосновать, указывая признаки той фигуры, которая должна I быть помещена в пустой квадрат. 1 Это самолет с корпусом прямоугольной формы, с незакрашенными прямоугольными крыльями и одним иллюминатором (рис. 54.).
Задание: Даны 3 ряда изображений кошек. Недостающую в третьем ряду фигуру надо найти на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам: форма туловища, головы, количество усов и направление хвоста (рис. 55.).
Изображенные фигуры используются только, для подтверждения ответа, найденного на основе анализа фигур. Поэтому 6 фигур, данных для ответа, не следует показывать детям в ходе поисков решения задачи. Ребенок, назвавший, какой, фигуры не хватает, выбирает ее и показывает.
2. Игры на выделение общего признака - задачи на поиск признака отличия наглядно представлены в графическом изображении, поэтому решение их осуществляется в результате зрительного и мыслительного анализа. Усвоение способов решения задач зависит от умения детей воспринимать условие задач, анализировать их.
Цель - упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных, фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.
Обучение детей решению задач на поиск признаков отличия должно быть направлено на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.
Задание: Даны задачи, представленные двумя группами фигур, по 6 в каждой. Найти, чем все 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы (рис. 56.)
З
5. Игры на развитие внимания, памяти, воображения,
Задание: Найди 2 одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам (рис. 71-72.).
Игра «Рассеянный художник»
Цель - развивать наблюдательность и счет до шести.
Материал. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Правила игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)
Начать игру можно так:
«На улице Бассейной
Один художник жил
И иногда рассеянный
Неделями он был.
Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?».
Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять?
Игра «Магазин»
Цель - развивать внимание и наблюдательность; научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».
Правила игры. Игра делится на три этапа.
1. Магазин. У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких) На какой полке они стоят? Что стоит: слева от пирамиды, справа от пирамиды, слева от кувшина, справа от кувшина; слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?
Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.
2. Что купил серый волк? Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай, что купил волк.
3. Что купил заяц? На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?
Игра «Что лишнее»
Задание: Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему? (Рис. 73.).
Игра «Какое число убежало»
Задание: Какое число надо поставить в пустую клетку? (Рис. 74.)
И
Заключение
Таким образом, в сборнике представлены разнообразные логико – математические игры, которые помогают развивать интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста. Ведь одной из задач, которую ставит ФГОС является: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физический качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Также в сборник вошли наглядный материал - схемы для игр - головоломок «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино». Наглядные материалы могут пригодиться при проведении игр.
Игры собранные в сборнике могут использовать в работе воспитатели дошкольных образовательных учреждений в развитие интеллектуальных способностей, также родителям, которые заботятся о развитие своего ребенка.