юлия горбатенко
Мастер-класс по сказкотерапии «Вася-Василёк и его друзья»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 33 города Ейска
муниципальное образование
Ейский район
Мастер-класс по сказкотерапии
«Вася-Василёк и его друзья»
Воспитатель: Ю. А. Горбатенко
г. Ейск, 2019
Цель мастер-класса : Знакомство педагогов с методом сказкотерапии (основные понятия, этапы и формы).
Задачи мастер-класса :
1. Познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой (это придумывание и показ сказки);
Публикация «Мастер-класс по сказкотерапии „Вася-Василёк и его друзья“» размещена в разделах
2. Познакомить педагогов со схемой составления сказки;
3. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс по теме «Сказкотерапия».
При общении с детьми я обратила внимание, что дети проще усваивают материал, если я его преподношу в форме сказки. Поэтому, постепенно я остановилась на сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития личности ребенка, творческих способностей, развития монологической и диалогической речи.
Сказка входит в жизнь ребенка почти с самого его рождения. Первую сказку он слышит от близких, затем эстафету принимает воспитатель. Именно сказка позволяет речь сделать эмоциональной, образной, красивой.
Работа с детьми по сказкам строится по следующему алгоритму: сначала дети слушают сказку, затем рассказывают сказку, показывают сказку и далее дети сочиняют свою сказку.
Во время слушания сказки, тексты читаются детям дважды, в медленном темпе. Далее, осуществляется разбор содержания сказки в форме вопросов. Каждая образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом. Показывая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Только после обыгрывания сказки мы переходим к самостоятельному сочинению сказок, что приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой учебной деятельности. Для этого использую различные формы работы со сказкой :
1. Групповое и индивидуальное рассказывание сказок.
2. Групповое и индивидуальное придумывание сказок.
3. Рассказывание известной сказки с придумыванием к ней продолжения.
4. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки.
5. Прослушивание знакомой сказки с последующим анализом детей.
Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это – групповое придумывание сказки. И остановимся на этапах работы с методом «сказкотерапии». Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:
1 Этап «Знакомство» (Прежде чем начать работу, все участники знакомятся друг с другом). Если дети уже знакомы то мы сразу переходим к следующему этапу.
2 Этап «Ритуал вхождения в сказку» (на данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев)
3 Этап «Рассказывание сказки» (Воспитатель берет на себя роль ведущего и рассказывает детям начало сказки)
4 Этап «Сказочная задача» (На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации)
5 Этап «Обобщение приобретенного опыта» (Участники отвечают на вопросы воспитателя)
6 Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей)
7 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)
Четвертый этап «Сказочная задача» самый насыщенный, так как на этом этапе участники должны проявить свои творческие, речевые способности, проявить смекалку, находчивость, активность.
Сегодня, на данном этапе работы, мы с Вами будем придумывать сказку. А для этого я познакомлю Вас со схемой составления сказки.
В любой сказке присутствуют следующие элементы: герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:
1. Для начала мы должны выбрать героев сказки (Это Цветочек Вася-Василек, Бабочка, Заяц, Красная шапочка, Волк)
2. Затем придумываем начало сказки (В лесу на зеленой красивой полянке)
3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Цветочек Вася-василек – тихий, спокойный, медлительный, боязливый, нерешительный, но очень красивый; бабочка – красивая, с большими крыльями, легкая, позитивная, улыбчивая; Заяц – маленький, трусливый, глаза раскосые; красная шапочка – веселая, уверенная в себе, любит природу; Волк – глупый, всегда голодный, страшный)
4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Красная шапочка встречает волка, который хочет ее съесть)
5. Описываем реакцию героев на случившееся (Цветочек – обмяк, поник от страха; Заяц – стал прятаться за крылья бабочки, дрожит; бабочка – затрепетала, не знает куда деться; Красная шапочка – уверенный шаг, хорошее настроение, наслаждается красотой природы, Волк – облизывается, смотрит пристальным и злым взглядом)
6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему (Красная шапочка – накинулась на волка с кулаками)
8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение
9. Завершающий шаг сказочная развязка (Волк – воет от боли, зализывает свои раны, уходит; Красная шапочка – поправляет шапочку и продолжает идти к бабушке; Цветочек, бабочка и заяц – резвятся на полянке и наслаждаются минутами счастья)
Мы познакомились с этапами метода «сказкотерапии», познакомились со схемой составления сказки, теперь можно перейти и к практической части нашего мастер-класса, показу сказки.
Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на сцену, и для начала вам необходимо перевоплотиться в роли ваших героев, закройте глаза (надеть участникам головные уборы).
Итак, сказка начинается…
В лесу на зеленой красивой полянке рос очаровательный ароматный цветочек Вася-Василек. Он посылал всем воздушные поцелуи и хихикал. Вася-Василек любил весело проводить время и пританцовывать на ветру. Пока цветочек танцевал, на полянку залетела очень красивая бабочка. Она села возле цветочка и нежно прижалась к нему своими крылышками, а цветочек весело засмеялся. Затем он пригласил бабочку на зажигательный танец. И вдруг их увидел пробегающий мимо пушистый зайчик.
Заяц был немного раскосый, и поэтому его заносило то в правую, то в левую сторону, а еще у него болела правая лапка и он прыгал на левой. Цветочек, увидев это, весело засмеялся. А бабочка подлетела к зайчику и стала дуть на его больную лапку. Лапка у зайчика быстро зажила, и вместе они начали танцевать веселый танец. И вдруг в это время на полянке появился жутко голодный Волк. Он скрежетал зубами, и громко рычал. Заяц от испуга стал прятаться за крылышки бабочки, его глаза стали еще более раскосыми. Бабочка тоже вся затрепыхала, а цветочек Вася-Василек совсем обмяк, поник от страха. Но в это время на их счастье вдруг на поляне появилась Красная шапочка, она шла веселым бодрым шагом и напевала веселую песенку.
Волк, увидев красную шапочку, облизнулся и затаился в ожидании. Красная шапочка увидела Васю-Василечка, наклонилась к нему, понюхала и поцеловала. Затем она погладила крылышки бабочки, расправила поникшие уши Зайца, и только потом увидела волка. Он медленно и уверенно приближался к девочке и уже был готов проглотить ее. Но Красная шапочка была не из робкого десятка, она обладала черным поясом по карате. Поэтому, как только волк открыл свой рот, он вдруг получил мощный удар по плечу, потом в голову. Затем Красная шапочка отошла, а волк завыл, зализывая раны, и ушел. Красная шапочка вздохнула, поправила шапочку и побежала кормить пирожками свою бабушку.
А на полянке вновь закружилась бабочка. Она поправила на Васе-Василечке лепесток. А затем они вместе с Зайцем вновь резвились на полянке, наслаждаясь минутами счастья.
Ну как, вам понравилась сказка? Мне очень уж понравилась. А нам пора покидать сказку. (участницы закрывают глаза, воспитатель снимает с них головные уборы).
Уважаемые коллеги! Сегодня на мастер-классе, мы познакомились с понятием «Сказкотерапия», рассмотрели основные этапы работы со сказкой. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?