татьяна замятина
Мастер-класс «Эффективные приёмы формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщение, распространение практических рекомендаций по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. (слайд № 2)
Задачи:
1. Дать информацию о проблеме формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
2. Реализовать практические приёмы формирования грамматически правильной речи.
Публикация «Мастер-класс „Эффективные приёмы формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
Речь играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мысли.
Именно грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих.
Поэтому одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР является развитие грамматического строя речи. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Причины грамматических ошибок у детей определяются различными факторами.
1. Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка
2. Состояние речевого аппарата и уровень развития фонетического
восприятия речи
3. Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём
словаря
4. Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды
5. Недостаточное внимание к детской речи
На основе обследований детей и в практике речевого общения можно слышать следующие ошибки.
1. Трудности при преобразовании единственного числа
существительных во множественное число (окно- окны,
дерево- деверьев).
2. Употребление имён существительных в родительном падеже
множественного числа существительных (ягодов, медведев,
лисов).
3. Использование предложно - падежных форм существительных
(нет ножков, книга а столе, листя падают из деревьев, мечтает
от мишки).
4. Неправильное согласование прилагательных с существительными
в роде, числе, падеже (красная платья, сини шарф, синия
полотенца).
5. Трудности при согласовании числительных с существительными
(две яблоки, пять ухов, пять ручков).
6. Ошибки в использовании предлогов (пропуски, замены)
7. Трудности при образовании приставочных глаголов (дети
старшей группы вообще не умеют образовывать приставочные
глаголы)
8. Сложности при образовании относительных, притяжательных
прилагательных (рисовная каша, стол на кухне; лисин хвост,
уши зайца).
Чтобы восполнить пробелы в развитии грамматического строя речи, развить потребность к добыванию новых знаний об окружающем мире, любознательность, внимание к смысловой, содержательной и лексико- синтаксической организации речевого высказывания, эта группа детей нуждается в специальных условиях развития и обучения. Поэтому я использую в работе различные таблицы, схемы, модели, символы, образцы, помогающие детям осваивать алгоритм познавательных действий и речевых высказываний. Включаю в занятия проблемно - игровые моменты. (слайд № 3-4-5)
Благодаря динамичности, эмоциональности проведения игр, игровых упражнений, заинтересованности детей создаются условия для развития практики речевого общения.
Я разработала систему эффективных коррекционных методов и приемов по преодолению нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Эта система представлена в виде перспективного плана на учебный год, который охватывает три периода обучения. Задания и дидактические игры по развитию грамматических средств языка в нем распределены по лексическим темам.
Практическая часть.
1. На экране появляются различные картинки – символы (слайд №6).
Это символы к словесным играм, которые помогают сконцентрировать
внимание детей, заинтересовать их и дают возможность самостоятельно
выбрать игру по желанию.
«Один - много» - единственное и множественное число существительных.
«Скажи - ласково»- образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
«Жадина» - согласование существительных с притяжательными местоимениями».
«Прятки» или «Чего нет?» - правильное употребление формы родительного падежа единственного и множественного числа.
«Посчитай – по 1,по 2»- согласование существительных с числительными.
Пример: Игра «Посчитай по 1,по 2 по 5», на примере лексической темы
«Игрушки» (слайд №7)
Педагог показывает картинку- символ. Каждый ребёнок выбирает себе игрушку.
Мне досталась пирамидка, я буду играть со словом пирамидка. Вот послушайте, как я скажу: «Одна пирамидка, две пирамидки, пять пирамидок». А у тебя какая игрушка, как скажешь про свою игрушку?
Аналогично проводятся игры и с другими символами.
2. Применение в играх заданий в виде рифмованных текстов.
Например, игра «Куклы за столом» на развитие навыка образования относительных прилагательных.
Наши куклы за столом (слайд №8-9). Чем заняться им вдвоём:
Пообедать? Поиграть? Иль журналы полистать?
За компьютером подумать? Или письма написать?
Может быть, они не прочь на кухне мамочке помочь?
(демонстрация педагогом соответствующих картинок)
Каким ты делом их займёшь - стол таким и назовёшь.
(картинки раздаются «детям»)
Вопросы к детям: - Что у тебя делают дети? Какой стол у детей? И т. д.
3. Постановка проблемно – игровой ситуации.
Игра «Головы и хвосты» - формирование навыка образования притяжательных прилагательных.
(слайд № 10-11 - двое из ларца, одинаковых с лица, и Вовка)
Рассказ педагога: - Двое из ларца, одинаковых с лица, по просьбе Вовки рисовали животных, но как всегда, всё перепутали. Они нарисовали голову от одного животного, а хвост от другого. Давайте посмотрим их рисунки.
(выставляются две перепутанные картинки, обсуждаются).
1-ая картинка - Чья голова? - Лисья голова.
-А чей хвост? - Тигриный хвост.
2-ая картинка - Чья голова? - Тигриная голова.
- Чей хвост? – Лисий хвост.
- Так бывает? - Нет.
-Что же нужно сделать? Правильно, поменять части картинки.
После этого дети ещё раз проговаривают: чьи головы и чьи хвосты. Аналогично происходит и с другими парами картинок.
4. Использование схемы - плана.
Например, игра на образование приставочных глаголов.
(слайд №12 - план - схема путешествия Незнайки).
Давайте вместе расскажем, как Незнайка шёл в царство доброй феи. Я начинаю, а вы продолжайте.
Узнаем, как туда Незнайка шёл?
По дороге он по, после лужу обо… и к калитке подо, в царство феи он за, весь волшебный лес про, через мостик пере, прямо во дворец во, фею добрую на… .
(в дальнейшем -ребёнок должен самостоятельно добавлять глагол в нужной форме).
5. При знакомстве с предлогами, составлении простых предложений с предлогами, я также использую схемы, которые позволяют детям лучше понимать значение предлогов и зрительно их запоминать. (слайд №13- 14)
Для закрепления употребления предлогов в предложении, я использую в работе куб с кармашками, куда вставляются схемы предлогов. Играть с кубом очень просто: педагог или ребёнок бросает куб, дети определяют какой предлог,
а детям мы говорим, какое маленькое слово нужно использовать в предложении.
Какое маленькое слово выпало у тебя? - на –
Придумай предложение с этим словом (если ребёнок затрудняется, я подсказываю два слова, с которыми можно составить предложения, используя данный предлог).
Куб – это универсальное пособие, кармашки его предназначены для сменного материала, который меняется по мере усвоения детьми различных тем.
6. Обязательно использую в работе сюрпризные моменты, поручения.
«Сундучок с картинками» - (винительный падеж существительных, употребление существительных разного рода и согласование их с прилагательными).
Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Маша, подходи,
Вынь картинку, назови.
-Что ты достала?
-Ведро.
- Какое по цвету ведро? И т. д.
Игра «Волшебные очки» - согласование существительных с прилагательными в роде.
Выполнение инструкций (закрепление предложно- падежных форм).
-Перепрыгни через кубик.
-Что ты сделал? - Я перепрыгнул через кубик. И т. д.
-Положи книгу на полку.
Вывод:
Таким образом, использование в работе эффективных методов и приёмов позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
(слайд № 15)