Пода Ирина
Мастер-класс по музыкальному воспитанию «Волшебные клавиши»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Как у вас сегодня настроение?
Пусть хорошее настроение не покинет вас до рабочего дня.
Программа моя «Волшебные клавиши» рассчитана на 5 лет обучения (6-15 лет).
Содержание программы 3 года обучения.
Работа над репертуаром.
Теория: Разбор нотного текста, форма и фактура произведения, сведения о композиторе, стиле.
Публикация «Мастер-класс по музыкальному воспитанию „Волшебные клавиши“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Практика: Анализ музыкального произведения, работа над художественным образом, тембровая окраска мелодической линии.
Клавишный синтезатор – это инструмент, обладающий многочисленными функциональными возможностями и не зря, его называют «инструмент-оркестр».
В первую очередь, на своих занятиях я знакомлю учащихся с богатой палитрой возможностей клавишного синтезатора, её выразительными средствами. Ценным качеством синтезатора становится практическое применение различных тембров.
Тембр получил различное понимание, являясь неотъемлемым свойством каждого звука. Недаром Римский-Корсаков сказал:
«Искусство сочетания оркестровых звучаний есть одна из сторон души самого сочинения».
Сегодня я познакомлю вас со своей ученицей III года обучения Григорян А.
Учащаяся: Здравствуйте!
Преподаватель: В работе мастер-класса будут звучать произведения : И. Тальков «Летний дождь», Р. Паулс «Миллион алых роз», джаз Лейтон «После прощания».
Первым играем произведение «Летний дождь».
Вопрос: Когда написана песня?
Ответ: Не позднее 1990 года. «Летний дождь» - произведение эстрады в жанре популярной музыки. Является одной из наиболее известных лирических песен
И. Талькова.
Вопрос: Какое произведение по характеру?
Ответ: Лирическое.
Вопрос: В какой тональности написана пьеса? Какой темп?
Ответ: Ре минор, t60
Вопрос: В каких регистрах звучит мелодия?
Ответ: В высоких, средних.
Преподаватель: Сегодня на занятии мы поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»?
Ответ: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке - мысли, чувства автора.
Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности.
Преподаватель: Какой образ или картину ты представляешь? О чем это произведение?
Ответ: Грустная песня о любви. Летний дождь за окном, на душе грустно, потому что расстались 2 любящих человека.
Преподаватель: Сам Тальков в книге «Монолог» охарактеризовал мотивы написания этой песни.
«Моей ахиллесовой пятой оказалась любовь. Влюблялся не однажды, но последняя была гибельной. Понял, что умру, если не смогу победить её, и я её победил».
Преподаватель: Форма произведения?
Ответ: Проигрыш
Куплет 1
Припев
Куплет 2 с показом
Припев
Проигрыш
Преподаватель: Какие средства выразительности использует автор?
Ответ: В пр. р. Звучит мелодия певучая, нежная, лирическая, поступенное движение. Разнообразная динамика. В левой руке аккомпанемент – аккорды.
Преподаватель: Мелодическую линию мы будем играть протяжно, длинно. В этом нам поможет фразировка. В каждой фразе есть что?
Ответ: Начало, окончание, кульминация (играет фразы).
Преподаватель: Какой будем брать стиль?
Ответ: Баллада-рассказ, повествование. t50.
Преподаватель: Каким музыкальным термином называют краски звучания в музыке?
Ответ: Тембр, Тембр-окраска.
Преподаватель: Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Как ты думаешь, почему?
Ответ: Подобно краскам, тембры выражают цветовое богатство окружающего мира, создают колорит произведения искусства и его настроение. Они передают образы и эмоциональное состояние. Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит.
Преподаватель: С помощью разных тембров можно сделать музыку интересной. Но как? Посмотрите, черно-белый рисунок. Что изображено. Сравним с цветным. В чем разница?
Ответ: Добавим цвета, рисунок стал ярче, красочнее. В музыке точно также с помощью разных тембров можно сделать музыку красочнее, ярче.
Какой инструмент может исполнить проигрыш?
Играть на опоре, передать мягкий, глубокий звук.
(Саксофон, аккордеон). Использовать педаль для плавного перехода.
Куплет – фортепьяно.
Фортепьяно с гармонией.
Преподаватель: Зримо ощутимыми музыкальными средствами раскрываются картины природы. Я приготовила на занятие две художественные иллюстрации (цветную и черно-белую) природного явления – дождя. Посмотри внимательно и почувствуй (Цвет, воздух, настроение) то, без чего исполнение пьесы будет невозможно.
Шум дождя (фонограмма, на фоне стихи.
Преподаватель: Назови мне, пожалуйста, музыкально-выразительные средства, которые помогают раскрыть образ.
Учащаяся: Гармония и мелодия.
Преподаватель: Гармония – это аккорды и их последовательность. Сыграем их с автоакк. Пропеваем мелодию про себя. Воспроизводим мелодии с аккомп. учащейся и педагога.
Динамика.
Работа над звукоизвлечением. Используем педаль (запаздывающую педаль).
Темп 50-60.
Давай сыграем пьесу целиком и постараемся воплотить все наши замыслы.
(Учащаяся играет).
Физкультминутка.
Веселые упражнения.
1. «Шалтай-балтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова «Шалтай-балтай»
2. «Солдатик и медвежонок». Упражнение выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямит спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого, толстого медвежонка.
Р. Паулс «Миллион алых роз». (Играем).
Преподаватель: Кто написал это произведение?
Ответ: Раймунд Паулс -латвийский композитор-пианист и дирижер, слова
А. Вознесенского.
Преподаватель: О чем эта пьеса?
Ответ: Эта композиция имеет необычайную историю. Изначально эта песня была не о бедном художнике, в Латвии она называлась «Подарила Марина девочке жизнь». Грустные стихи о женщине, подарившей дочке жизнь, но позабывшей подарить ей счастье. Спустя несколько лет на ту же музыку Паулса поэт А. Вознесенский написал русский версию, основанную на реальной истории любви грузинского художника Нико Пиросмари. В 1909 году он влюбился в гастролировавшую в Тифлисе французскую актрису Маргариту де Севр. Он пробовал разные способы завоевать сердце красавицы, рисовал ее портреты, а однажды к гостинице где проживала Маргарита, привез целую повозку, доверху загруженную цветами (там были не только розы) и устелил ими мостовую.
Преподаватель: Какие ты знаешь еще произведения Р. Паулса?
Ответ: «Старинные часы», «Полюбите пианиста», «Вернисаж», «Бабушка рядом с дедушкой».
Преподаватель: Сыграй произведение в тоне фортепьяно без использования технических возможностей синтезатора. В процессе игры включить стиль «Баллада»-рассказ, повествование.
Учащаяся играет
Преподаватель: Форма этого произведения?
Учащаяся: Песня в куплетной форме (Куплет-запев, потом припев).
Преподаватель: Какие средства выразительности использует автор?
Учащаяся: Красивая мелодия, разнообразная динамика,. В произведении мелодия в левой акк. мелодическую линию мы будем играть протяжно, длинно. Для этого нам поможет фразировка.
Преподаватель: 1 фраза, сыграй, а теперь пропой ее про себя, потом пропой на инструменте. Также 2 фразу и 3.
Мелодия сопровождается аккордами Т. S/D – главные трезвучия лада, сыграй ми минор, ля минор, D.
Учащаяся: играет.
Преподаватель: В синтезаторе заложена замечательная функция – автоматический аккомпанемент. Единственное что требуется – это вовремя брать левой рукой аккорды согласно гармоники песни.
Учащаяся: играет аккомпанимент с автоматическим аккомпанементом.
Преподаватель: Мелодия соответственно идет по этим звукам. Играем ноты мелодии. 2строки запева идут в ми минор диапазоне, а на фразе «имел и холсты» попадает на звук фа диез (D7, уходим в D7 си, ре диез, фа диез, ля. Теперь D7 подсказывает по каким звукам играть мелодию дальше, затем возвращаемся в ми минор, теперь включай автоаккорд и играем аккордами.
Учащаяся: играет.
Преподаватель: Дальше припев. Звуки в мелодии соответствуют аккордам трезвучия S, D7, возвращаемся в Т. В мелодии припева можно использовать двойные ноты (терции). Последовательное движение по звукам аккорда – это арпеджио.
Обратите внимание на то, что знание аккордов, умение их своевременно менять в нижнем регистре, клав., где расположен режим автоаккорда даст возможность сыграть мелодию песни в таком созвучии, как слышим со сцены. Исполнение на синтезаторе отличается от исполнения на фортепьяно, где приходится самому придумывать вариант аккомпанемента. Поэтому каждый исполнитель в праве сам выбирать инструмент для исполнения. Единственное, что объединяет в игре на инструментах, это знание гармоники.
При простоте исполнения песни «Миллион алых роз» ее мелодия основана на 3 аккордах, а запев на 2-х.
Синтезатор предпочтительнее, поскольку способен из 3 аккордов «выдать» полноценное инструментальное сопровождение.
Для успешного исполнения мелодии песни необходимо хорошо знать гармонику и умение пользоваться функциями, заложенными в синтезаторе. Вокальные данные играют при исполнении песни не последнюю роль, поэтому т. к. Аня занимается еще вокалом, она и исполняет это произведение с пением.
играет
Джаз. Лейтон «После прощания»
Преподаватель: Это джазовая пьеса. Джаз – это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX в – начале XX в США в результате синтеза африканской и европейской культур.
Характерными чертами музыкального языка джаза стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах. Данное произведение в каком стиле?
Учащаяся: «свинг», джаз.
Преподаватель: Что такое «свинг»?
Учащаяся: Свинг (англ. –покачивание)- джазовый ритмический рисунок при котором 1-я из каждой играемой пары нот продлевается, а 2-я – сокращается. Характер произведения – напряженный, конфликтный. В пр. п. синкопы, залич. Ноты, триоли.
Одночастное произведение с повтор. и неб. кульминацией.
К средствам музыкальной выразительности относится: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация.
Преподаватель: Характерные особенности свинга:
1. Ритмическая интерпретация восьмых при помощи восьмых триолей.
2. Акцентировка, перемещение акцента с сильной доли на слабую. В джазе триоли занимают важное место.
3. Артикуляция.
4. Синкопирования. Синкопа требует стилистически правильного ее исполнения.
«Ритм – это жизнь,
Жизнь – это движение,
Ритм – это жизнь музыки».
Преподаватель: Ритм занимает центральное место среди элементов джаза, ему следует уделять особое внимание.
«Свинг» - музыкальная фактура, шагающий бас. Ритмически свинг начинается с ходьбы. На синтезаторе – партия ударных и контрабас. Простучим ритмический рисунок свинга в ладоши : 1, 2, 3, 4 – выделение в метре слабых долей 2 и 4.
Учащаяся: хлопает (затем зал) маракасы (зал, затем простучать 2 и 4 присоединив покачивание телом из стороны в сторону, как бы пританцовывая.
Преподаватель: Еще важным ритмическим элементом в свинге является синкопа. Что такое синкопа?
Учащаяся: опережение доли.
Преподаватель: правильно. Как правило в джазе синкопа всегда акцентируется.
Учащаяся: (играет). Выбирает стиль Swing Voice- Brass. Исполняет пьесу в характере, соблюдая все штрихи, аппликатуру.
Преподаватель: Работаем отдельно каждой рукой. В левой руке добиваемся своевременного снятия, готовить руку в след. Аккорд. В пр. р. Подчеркивать сильную долю, акценты.
В. Коровицын «Два клоуна» - фортепиано.
Владимир Коровицын – русский композитор, который живет в Великом Новгороде и сочиняет в настоящее время. Этот композитор написал много сочинений для хора, для симфонического оркестра, романсы, песни. И, конечно, он написал много фортепианных сочинений для детей. Детские пьесы вошли в сборники: «Детский альбом», «Исполнение желаний», Музыкальное путешествие по странам Западной Европы».
«Два клоуна» из сборника «Детский альбом». Также в этот сборник вошли интересные пьесы «Вальс Золушки», «Куклы сеньора Барабаса», «Емеля едет на печи», «Жуткий детектив» и др. То есть, все пьесы имеют название, в котором и кроется художественный образ.
«Два клоуна» - яркая, интересная пьеса. Разберемся со средствами выразительности для раскрытия образов.
Два клоуна разные по характеру. Не зря автор обозначил цвет волос наших героев. Рыжий, я думаю, почти оранжевый – очень яркий цвет. Характер энергичный, задорный, активный, бодрый. Занимается рыжий клоун, скорее всего жонглированием. Об этом говорят стремительный темп, быстрое чередование и переносы рук, упругое, активное стоккато, мажорный лад, четкая ритмическая пульсация, разнообразная динамика, интенсивное крещендо. Исполняется такая музыка очень активными, упругими пальцами. Штрих у нас стакатто, упругое, отпрыгивай. Звук сильный, яркий.
2 часть. Здесь совершенно другой образ – Блондин. Возможно он что-то напевает, мечтает, думает. В связи с этои, играть мы будем плавно, пластично, нежно, очень выразительно. В правой руке – мелодия, в левой – аккомпанемент. Мелодическую линию мы будем играть протяжно, длинно. Для этого нам поможет фразировка. В каждой фразе начало, окончание, кульминация. Прикосновение к клавишам очень глубокое, цепляемся за каждый звук. Какое мы делали упражнение для глубокого взятия, «до самого дна клавиши»? (упражнение с монетой).
Работа над выразительной фразой: левую руку поиграть аккордами со сменой педали, с объединяющим движением руки.
3 часть – опять образ рыжего клоуна. Звучит еще ярче, интереснее. Доигрываем до конца.
Дома выполняем упражнения для работы над звуком.
Высшая цель музыканта – исполнителя – достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла, т. е. создание художественного образа произведения. Мы сегодня с вами убедились, что на характер музыкального произведения, на его образ самым непосредственным образом влияют средства музыкальной выразительности.
Итог урока.
Учащаяся справилась с поставленными задачами: постаралась при игре передать художественный образ произведений, научилась самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении, искать пути их преодоления. Учащаяся поняла, что для того, чтобы произведение звучало не достаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т. е. над средствами муз. выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа учащейся по раскрытию художественного образа произведения.
Домашнее задание.
Закрепление навыков, полученных на уроке.
Рефлексия.
Оценка работы учащейся на мастер-класс.
В преддверии Нового года я хочу, чтобы вы оценили работу моей ученицы. Красный шарик – высший бал, снежинки – хорошо, можете написать свои пожелания и прикрепить к елочке.
Спасибо за внимание!