Светлана Горбатенко
Мастер-класс. Волонтерство в детском саду. С чего начинать…
▼ Скачать + Заказать документы
Среди технологий, автором которых является Н. П. Гришаева, есть удивительная на наш взгляд технология «Дети - волонтеры». Вот с нее- то все и началось.
В ходе режимных моментов, прогулок, совместных мероприятиях, мы обратили внимание на то, что дети старшего дошкольного возраста с удовольствием помогают малышам, играют с детьми, помогают собирать игрушки, и в ходе рефлексивного круга (это тоже технология эффективной социализации) с радостью рассказывают об этом, как о добром и очень важном деле. Это и послужило толчком для создания волонтерского клуба «Теплые ладошки».
Публикация «Мастер-класс, Волонтерство в детском саду, С чего начинать…» размещена в разделах
Свою волонтерскую деятельность мы начали с применением технологии «Дети – волонтеры» Н. П. Гришаевой. Педагогическая технология «Дети-волонтеры», предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим: это совместные игры, прогулки, разучивание стихотворений, подарки для малышей.
Несмотря на то, что данная технология удивительно проста в исполнении и давно входит в любую программу работы с дошкольниками, ее реализация в большинстве ДОО проходит эпизодически. Это приводит к неумению детей старшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры. Причина, прежде всего, в отсутствии у дошкольника разновозрастного общения.
На первом этапе в группе выделились добровольцы 5 - 6 детей, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Но после того как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включились в работу. Но есть и такие дети: застенчивые, робкие, молчаливые, которые из – за своей стеснительности не проявляли своей активности. Чтобы поднять самооценку детей, вовлечь их в волонтерскую деятельность, мы в своей практике применяли разные игры, тренинги.
1. Игра «Волшебная палочка»
Передавая волшебную палочку, давайте порассуждаем: «Кто такие волонтеры в вашем понимании?»
2. Игра «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Инструкция: коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы. Возьмите ручки и бумагу. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
- Если команда — это постройка, то она…
- Если команда — это цвет, то она…
- Если команда — это музыка, то она…
- Если команда — это геометрическая фигура, то она…
- Если команда — это название фильма, то она…
- Если команда — это настроение, то она…
3. Игра «Мозговой штурм»
Делятся на две группы, ответы на вопросы записывают на листочках ( разного цвета: зеленых и красных) и прикрепляют на дереве:
- Почему легко быть волонтером?
- Почему трудно быть волонтером?
- Обратите внимание на цвет листвы, какого цвета больше? Как вы думаете, почему?
4. Игра «Карабас».
«Всем знакома сказка о Буратино и бородатый Карабас-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках определённое количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции, умение быстро понимать друг друга». Повторить 3-4 раза.
5. Игра «Стулья»
Для формирования слаженной работы у детей я использую такое игровое упражнение, как «Стулья». Целью которого, является отработка уровня внимания детей друг к другу. Каждая команда по сигналу должна из стульев, выстроить заданную геометрическую фигуру, не разговаривая.
6. Игра «Умелая рука»
Разделитесь на пары, узнайте, у кого какая рука умелая, а не ведущая. Возьмите карандаш, соедините ваши умелые руки и нарисуйте вместе героя сказки «Теремок», а на другом листе того же героя, только не умелой рукой.
Покажите свою работу. Чему учит эта игра?
7. Рефлексия: Гирлянда «Искусство быть волонтером»
У вас на столах лежат разноцветные фигурки людей, выберите себе одного и проговорите, какими умениями должен обладать волонтер, но повторяться нельзя. Участники мастер-класса озвучивают умение и прикрепляют фигурку в виде гирлянды на доску.
Волонтерская работа без сомнений помогает вам меняться внутренне, и даже внешне. Каждый из вас приобретает необходимые качества и навыки при волонтерской работе. В дальнейшей жизни вам проще будет общаться, взаимодействовать с людьми, включаться с уверенность в любую незнакомую деятельность, ваши знания и умения уже сейчас и в последующем будут оказывать положительные влияния на людей. Волонтерское движение основывается на дружеских отношениях и на взаимной выручке в группе. Поэтому, если каждый будет привносить даже самую маленькую крупицу для развития вашей группы, то она уже будет крепчать и улучшаться, и не только она, но и ваше нелегкое дело.
Помните, одному человеку быть волонтером трудно, а вот группе
хором: ЛЕГКО!