МААМ-картинки

Конспект мастер-класса в разновозрастной группе «Жаворонки, прилетите, Весну-Красну принесите»

Радионова Анна
Конспект мастер-класса в разновозрастной группе «Жаворонки, прилетите, Весну-Красну принесите»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект мастер – класса

в разновозрастной группе по теме :

«Жаворонки прилетите, Весну-Красну принесите».

Цель:

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через изготовление из соленого теста обрядовых птичек «Жаворонков»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с лепкой обрядовой птички «жаворонков» - веснянок из соленого теста.

Продолжать формировать навыки работы с соленым тестом.

Закреплять способы лепки птиц.

Публикация «Конспект мастер-класса в разновозрастной группе „Жаворонки, прилетите, Весну-Красну принесите“» размещена в разделах

Продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа: дать представление о народном старинном обычае встречи весны «Сороки» : закличке птиц и выпечке «жаворонков».

Развивающие:

Обогащать словарный запас детей.

Развивать умение детей читать заклички.

Развивать фантазию, воображение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Продолжать развивать интерес к лепке из теста – тестопластике.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к Родине.

Воспитывать уважение и интерес к культуре и истории своего народа.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Лепка птиц из пластилина.

Беседы о весне, о перелетных птицах.

Просмотр иллюстраций по темам «Весна», «Перелетные птицы»

Прослушивание аудиозаписи (голоса птиц).

Прослушивание и заучивание закличек.

Прослушивание и заучивание пословиц, поговорок.

Разучивание народных игр «Жаворонки», «Скворушка».

Образовательные области:

«Художественно – эстетическое развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Словарная работа: обычай, кликали, заклички, «в самом разгаре», «весна-красна», традиции народа, горница, «Сороки», «Жаворонки», день весеннего равноденствия.

Методические приемы: игровой, показ, пояснения, художественное слово, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации по теме «Перелетные птицы», «Весна»;

Презентация по теме «Жаворонки»

Соленое тесто, стека, вода, горошины перца, изюм;

Ход ОД:

Звучит музыка весны. Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Здороваются) А нашу встречу давайте начнем с такого приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова: Все вместе в кругу дети повторяют: - Здравствуй, солнышко родное!. Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, матушка-земля! Здравствуй, ты, и здравствуй, я! Звучит народная музыка. Воспитатель: - В старые времена говорили: «Красному гостю - красное место». Это значит, что дорогого гостя приглашали на самое почетное место в доме. Почетным считалось место в доме за столом в большой, чистой и самой нарядной комнате. Эта комната называлась горницей. (Слайд 2.) А в нашей горнице у нас мини-пекарня. - Ребята, именно здесь сегодня будет проходить наше занятие. Проходите, осмотритесь вокруг. Дети проходят, осматриваются. Воспитатель: - Раньше у крестьянина было большое хозяйство, в семье росло много детей. Дети помогали своим родителям в работе по дому и уходу за младшими детьми. - А вы помогаете родителям дома? (Ответы детей). Воспитатель: - Раньше в деревне хозяин и хозяйка многое делали сам: строили избу

(Слайд 3, клали печи (Слайд 4, ткали холсты (Слайд 5, шили одежду, делали мебель (Слайд 6, стирали одежду (Слайд 7, 8, растили рожь и пшеницу (Слайд 9, сами пекли хлеб. (Слайд 10, 11). - Круглый год хозяйка и хозяйка много работали. Особенно много работы было перед посевной. (Слайд12). Ребята, скажите, когда сеют пшеницу? Дети: - Весной! Воспитатель: - Правильно, весной. (Слайд 13)

Воспитатель:

- Назовите весенние месяцы. (Слайд 14)

Дети:

- Март, апрель, май

Воспитатель:

- Правильно. А о каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц - капельник и зима заплакала»?

Дети:

– О месяце марте. Март начинает весну.

Воспитатель:

- Почему он капельник?

Дети:

- Солнце ярче светит, снег тает, сосульки тают, журчат ручьи, с крыш капает вода, везде звенит капель. (Слайд 15)

Воспитатель:

- По народным поверьям весна сама не придет, ее нужно пригласить. А чтобы весна-красна пришла скорее, вот и зазывали весну песнями-веснянками, закличками.

Воспитатель:

- Что такое закличка?

Дети:

- Закличка – это небольшая песенка для распевки или стихотворение, обращение к явлениям природы. Оно содержит похвалу.

Воспитатель:

- Давайте прочитаем веселую закличку и позовем весну :

«Весна, весна-красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями, ливнями,

С хлебами обильными».

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я расскажу о старинном празднике, который празднуют на Руси с давних пор вслед за Масленицей (проводы зимы)

- 22 марта – это день весеннего равноденствия (когда день равен ночи, отмечается праздник «Сороки». Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. (Слайд 16)

– По - другому этот праздник называют «жаворонки».

Воспитатель:

- Скажите мне, какие птицы возвращаются к нам весной?

Дети:

- Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки…. (Слайд 17)

Воспитатель:

- Как мы назовем их, одним словом?

Дети:

- Перелетные. (Слайд 18, 19)

Воспитатель:

- Я хочу рассказать вам об одной из перелетных птиц, о Жаворонке – одна из чистых божьих птиц.

(Слайд 20)

Есть легенда о происхождении жаворонка : Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку Жаворонка.

Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом.

На «Сороки» в каждом доме хозяйки пекли из пресного теста фигурки жаворонков. Чтобы испечь птички-веснянки, хозяйки замешивали тесто на подогретой речной воде на рассвете, чтобы первые лучи света вошли в него. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом. Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зерна, изюм, горошины перца. Птичек смазывали растопленным сахаром. (Слайд 21).

В этот праздничный день хозяйки сажали в печь по 40 жаворонков.

(Слайд 22)

Утром «жаворонков» раздавали детям. Им давали жаворонков со словами : «Жаворонки прилетели на головку сели».

Дети насаживали печеных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали, закликая жаворонков и весну. (Слайд 23). Считалось, что этот ритуал укреплял здоровье детей.

Воспитатель:

- давайте с вами тоже позовем жаворонков.

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите :

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

- Сегодня мы с вами тоже будем лепить жаворонков.

Но перед этим сделаем пальчиковую гимнастику:

Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца левой руки

Десять птичек — стайка.

Десять птичек — стайка.

Пой-ка, подпевай-ка:

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка, сонная головушка.

Спокойные взмахи расслабленными ладонями

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца

Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.

Это-зяблик, это — стриж, правой руки

Это — развеселый чиж.

Ну а это — злой орлан.

Птички-птички, по домам

Обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»

Воспитатель:

- Молодцы! Ребята, садитесь за столы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

- Посмотрите, что у вас на столах.

Дети перечисляют: Доска для лепки, тесто, вода, зерна гречихи, стека.

Воспитатель:

Скажите, стека – это опасный предмет или нет? Почему? Дети повторяют правила работы со стекой.

А теперь я предлагаю вам слепить своих жаворонков из теста.

А я покажу вам, как это можно сделать.

Воспитатель:

Сначала нужно скатать колобок. Раскатываем колбаску

Слайд 24 Слайд 25

Делим колбаску на 2 части, Накладываем колбаску одну на. другую, крест – накрест, раскатываем из каждой Слайд 27

половины колбаску

Слайд 26

Из другого куска формируем тело, катаем колбаску, сплющиваем хвостовую часть, с помощью стеки делаем веерные насечки. Прикрепляем голову.

Крылья: раскатываем колбаску, сплющиваем с двух сторон. Также как и хвост, веерными насечками, создаём образ перьев. Соединяем части. Не забываем смачивать водой места стыков. Делаем глазки из перца. Жаворонок готов. Затем мы выпечем жаворонков в печке.

Слайд 28 Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31, 32

Перед каждым ребенком лежит чек-лист, по которому они начинают работать.

Дети начинают работать самостоятельно. При необходимости воспитатель помогает индивидуально.

Воспитатель: - Вот наши «жаворонки» готовы. Мы отправим их запекать в печь, а сами проведем физкультминутку. Физкультминутка «Перелетные птицы» Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели (летают)

И на место сели (улетают», садятся)

Воспитатель: - Молодцы, а сейчас вас ждёт занимательная викторина. - Какой праздник празднуют 22 марта? (Сороки, Масленица, Пасха). - Какая птица одной из первых помогала природе пробуждаться от сна? (жаворонок, воробей, грач, ласточка). - Что хозяйки пекли на праздник Сороки? (блинчики, пирожки, каравай, жаворонков). - Что делали дети в праздник Сороки? (Дети закликали жаворонков и весну, водили, собирали 40 шишек.) Воспитатель: - Очень хорошо. Пока вы отвечали на вопросы викторины, наши «жаворонки» испеклись. Посмотрите, какие у вас получились птички. И все разные, непохожие друг на друга. Молодцы. я думаю, вы дома обязательно расскажете своим родным о старинном русском празднике – Встреча Весны или Сороки. Что больше всего запомнилось? Что вызвало затруднения? Что понравилось больше всего?

- Мы отлично поработали. Сейчас вы можете забрать ваших «жаворонков», выйти на улицу и покормить птиц, которые уже прилетели к нам весной.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Жаворонки прилетите-весну принесите!»«Жаворонки прилетите-весну принесите!» 22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки- день встречи весны. Звался этот день "Сороки". Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок.

Булочки из постного теста «Жавороночки прилетите, весну красную принесите!» ко Дню сороки и жаворонка на МAAMБулочки из постного теста «Жавороночки прилетите, весну красную принесите!» ко Дню сороки и жаворонка на МAAM Добрый день, уважаемые коллеги! 22 марта мы по русской народной традиции отмечаем праздник Сороки - день сорока мучеников. По народному.

«Жаворонков печём, Весну-Красну зовём». Фотоотчёт по изготовлению жаворонков из постного теста«Жаворонков печём, Весну-Красну зовём». Фотоотчёт по изготовлению жаворонков из постного теста У нас очень красивая, богатая и древняя культура. В какой-то момент новейшей истории ее очень интенсивно стали вытеснять другие культуры.

Фотоотчёт «Жаворонки прилетите, весну-красну на крыльях принесите»Фотоотчёт «Жаворонки прилетите, весну-красну на крыльях принесите» Ежегодно в нашем детском саду отмечается праздник «Жаворонки».Цель этого праздника пробудить интерес к традициям своего народа, создать.

Картотека загадок про весну для 2 классаКартотека загадок про весну для 2 класса Совсем скоро наступит долгожданная весна! Это подборка загадок для второго класса. Буду рада, если кому-то пригодится. Рыхлый снег на солнце.

НОД по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Жаворонки, прилетите, весну принесите»НОД по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Жаворонки, прилетите, весну принесите» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Учить детей создавать рельефный образ птички из солёного теста. Получение удовольствия.

Проектная деятельность с детьми младшей группы «Встречаем весну-красну»Проектная деятельность с детьми младшей группы «Встречаем весну-красну» Проектная деятельность с детьми младшей группы «Встречаем весну-красну» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Сценарий развлечения в старшей группе «Жаворонки прилетайте, весну-красну созывайте»Сценарий развлечения в старшей группе «Жаворонки прилетайте, весну-красну созывайте» Цель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа; дать представление о народном празднике прихода весны Задачи:.

Сценарий утренника для второй младшей группы «Как мы солнышко искали и весну-красну встречали» КАК МЫ СОЛНЫШКО ИКАЛИ И ВЕСНУ - КРАСНУ ВСТРЕЧАЛИ Цель: развивать творческие способности детей посредством различных видов искусств, логоритмики.

Жаворонки, прилетите! Весну-красну принесите! ФотоотчётЖаворонки, прилетите! Весну-красну принесите! Фотоотчёт C давних времён на Руси был обычай праздновать прилёт птиц, возвращающихся домой из тёплых стран. Этот праздник назывался «Сороки», потому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса в разновозрастной группе «Жаворонки, прилетите, Весну-Красну принесите»
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 20:29
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса в разновозрастной группе «Жаворонки, прилетите, Весну-Красну принесите»» (включая файлы) размещена пользователем Радионова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД