Николаева Наталья Александровна
Мастер-класс «Учимся петь играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс «Учимся петь играя»
Добрый день, уважаемые коллеги, я приглашаю вас на свой вокальный мастер – класс! А начать его мне хотелось бы со слов выдающегося педагога, хормейстера, композитора Георгия Александровича Струве: «Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».
Публикация «Мастер-класс „Учимся петь играя“» размещена в разделах
Пение — природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа.
Данный комплекс предлагаемых мною упражнений, связанный с постановкой певческого дыхания, певческого голоса на уроках сольного и хорового пения, не только могут способствовать развитию вокальных трудностей, но и развивают в дошкольниках выносливость, силу воли, уверенность в своих способностях умение обдуманно пользоваться своим голосом.
Постановка певческого голоса ребенка – дошкольника одна из наиболее сложных и важных проблем музыкального воспитания. Певческая деятельность - это сложный процесс звукообразования, в котором очень важным считается вокально - слуховая координация.
1. Начинаем мы наше занятие с правильной певческой установки. Чтобы ваш голос звучал свободно, предлагаю, вам, сесть прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно! И мы начинаем. И с детьми мы повторяем следующие стихотворения, взятые мной из книги М. Картушиной "Вокально - хоровая работа в детском саду" :
1. Мы проверим спинку, спиночку – тростинку Вот она какая, спиночка прямая.
2. Сидит дед, ему 100 лет – а мы детки маленькие, у нас спинки пряменькие.
И здесь уже нежелание становится старым дедом, перевешивает и все усаживаются ровно. Для начала предлагаю, вам, правильно поздороваться:
Музыкальный руководитель: «Здравствуйте, коллеги!»
Коллеги: «Здравствуйте!»
А вы любите петь? (Ответ).
Вы хотите петь слажено, свободно? (Ответ).
Тогда, прошу вашего дружеского участия и внимания.
Я мастер – класс сегодня покажу, и много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения, увлекут они и вас, вне всякого сомнения!
Итак, уважаемые коллеги, начнем с правильной певческой осанки, выполним с вами двигательные упражнения.
Исходное положение (стоя прямо, ноги на ширине плеч)
1. упражнение «Пружинки». «Вверх» подняться на носочки, «вниз» - опуститься.
2. упражнение «Пиджочок» описываем полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем его.
3. упражнение «Рынок» наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслабленно повисли, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз и поднять его с усилием, затем резко бросить и расслабиться.
Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги. Молодцы! А теперь перейдем к упражнениям на разогрев певческого аппарата: упражнение «Уколы», «Лошадка», «Сердитый язычок» и. т. д. Далее мы переходим к дыхательным упражнениям. Хорошо! С дыхательными упражнениями справились, теперь переходим к артикуляционной гимнастике.
Проговорим с Вами скороговорки, четко произнося каждое слово.
1. скороговорка «От топыта копыт пыль по полю летит»
2. скороговорка «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»
А теперь распоёмся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием.
Упражнение «Серый кот у ворот, мур-мур-мур он поет». Мелодия распевки плавная, протяжная. И мы должны спеть её с вами легко, полетным красивым голосом.
Следующее упражнение «Весна, весна к нам в гости пришла».
Старайтесь, чтобы во время пения рот открывался в высоту, а не в ширину. Когда рот открывается в высоту, образуется купол и становится больше места для звука, звук приобретает красивое, полётное звучание. Очень хорошо!
Упражнение «Музыкальное эхо».
Уважаемые коллеги, как вы, наверное, поняли, вам предстоит максимально точно (музыкально и ритмически) повторить за мной услышанные музыкальные фразы. Я не сомневаюсь, что у вас это отлично получится, итак, попробуем!
2. Следующим блоком идет работа над дыханием. Дыхание - один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. И здесь, конечно, необходима система - упражнения и постоянные напоминания. Например:
- Встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались; - вдох – на 3 счёта, пауза – на 2 счёта, выдох - 5 (выдыхая, произносить звуки: З, С, Ш, Ф, У). - для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги ( например: да, та, ля, фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным ( например: «Я иду и пою»).
3. Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. При работе над звукообразованием (звонким, легким, напевным, подвижным, естественным, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата. В этом разделе занятия я использую книгу Картушиной М. "Логопедические занятия". И начинаю обучение детей пению с правильной артикуляции гласных звуков. И постепенно, на примере, песенок - попевок ввожу согласные звуки. Дети очень любят эти попевки и без них не обходится ни одно наше занятие.
Использую показ на своем примере или на примере хорошо поющего ребенка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать также. Подражание детей должно быть осмысленным. Добиваюсь, чтобы дети научились слышать, сравнивать, оценивать. Использую методы:
- Пение с закрытым ртом. - Пение на одном звуке: «Ма, мэ, ми, мо, му»
Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Развитию протяжности помогает разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.
4. Следующий блок упражнений – это упражнения на дикцию.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: - Упражнения артикуляционной гимнастики (например, игра «Язычок» Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения). «Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы, в губки (стучат языком в губы, постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх, посмотрел на травку (язычок вниз, на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».
- Скороговорки: - "От топота копыт пыль по полю летит" - «Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была» - «Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках» -
В работе над дикцией проговариваем текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
5. Формирование и развитие певческой интонации.
а) исполнять попевки на движении, на гласном звуке (а, о, у) на одной высоте, б) трезвучии (ма-мо-му, ку –ку-ку, ха-ха-ха.)
в) нисходящие и восходящие мелодии, прием легато, стаккато (звуковедение).
Настройку голосового аппарата на высокое звучание дает движение мелодии сверху вниз. Подстраиваем голос к данному звуку: нажимаю на клавишу на фортепьяно, пропеваю данный звук, подстраиваю свой голос к звучанию инструмента: затем предлагаю сделать то же самое некоторым детям, затем спеть всем вместе. Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella.
В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и к его выразительности, мягкому исполнению окончания фраз. Проработать динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, соответствующее характеру музыки. Ансамбль у детей достигается постепенно. Здесь использую разнообразные варианты перекличек:
- пение «по цепочке», - дуэтом, трио, - поочерёдное пение, - «песенки-эхо» и
- «пение про себя».
Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон. Самое главное на раннем этапе обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.
6. После работы над дыханием, дикцией, отлично идет работа над разучиванием песенного материала. Перед разучиванием песни дети поют попевки в различных тональностях, исполняют несколько раз трудный интервал песни, добиваюсь точности звучания от каждого ребенка. Главное, чтобы действия детей были объединены, чтобы каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «подравнивал» свой голос по силе, темпу, тембру к общему звучанию. Из всего сказанного следует, что показ выразительного исполнения и указания занимают важное место. Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.
Конечная цель обучения – добиться, чтобы дети пели свободно, полётным звуком, серебристым тембром, без всякого напряжения.
7. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков. Для успешной работы вокально – хоровой студии на базе ДОУ, необходима совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и родителей. При обучении детей пению не обойтись без помощи родителей. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на занятиях в вокально – хоровой студии, об охране детского голоса, о правильном произношении и формировании звуков.
Кроме того, наши родители, с удовольствием принимают участие в праздниках, различных конкурсах и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, в организации пошива костюмов. Они доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.
Также успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. Помогают в разучивании песен и изготовлении костюмов и атрибутов.
Также мы работаем в тесном контакте с учителем - логопедом. Очень многие дети, посещающие вокально - хоровую студию имеют те или иные нарушения речи. И, к счастью, совместная наша деятельность, уже к подготовительной к школе группе, дает плодотворные результаты.
Таким образом, пение попевок улучшают память, развивают артикуляционный аппарат, выправляют логопедические недостатки.
Наш голосовой аппарат готов к исполнению музыкального произведения. Мы споем песенку – эхо «Топ - топотушечки» Т. Бокач.
Анализ проведенного мероприятия
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Разнообразные музыкальные игры и задания имеют преимущество перед другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Игровые ситуации способствуют живому восприятию учебного материала. Игра превращает занятие в увлекательное путешествие с приобретением необходимых знаний.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – одну из главных составляющих музыкальности. Большое значение имеет обучение с голоса.
Правильный показ того, как нужно петь, развивает у детей соответствующие певческие навыки: чистоту интонирования, распределения дыхания, пение естественным голосом без надрыва и т. д.
Я надеюсь, что потраченное время не прошло для вас даром, и вы получили полезную информацию, которую в дальнейшем сможете использовать в своей педагогической деятельности. Мелодии попевок просты и доступны всем! Главное не стесняться и петь с удовольствием! Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями. Всем огромное творческое спасибо за работу!
Список использованной литературы
1. Алиев Ю. Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта». – М. : «Владос», г. Москва, 2000 год.
2. Бугаева З. Н. «Веселые уроки музыки». – М. : ООО «Издательство АСТ», г. Донецк, 2002 год.
3. Виноградов К. «Работа над дикцией в хоре». – М. : «Музыка», г. Москва, 1967 год.
4. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики». – М. : «Музыка», г. Москва, 2000 год.
5. Картушина М. Ю. «Вокально – хоровая работа в детском саду». – М, : Издательство «Скрипторий 2003», 2017. – 176 с.
6. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь». – М. : «Музыка», г. Москва, 1988 год.
7. Козляков В. В. «Использование дыхательной гимнастики на занятиях хорового класса». – М. :, г. Тамбов, 2003 год.