наталья омельченко
Мастер-класс «Развитие связной речи детей с ОНР с помощью метода наглядного моделирования»
Развитие связной речи детей с ОНР с помощью метода наглядного моделирования
Выполнила учитель-логопед:
Омельченко Наталья Николаевна
1 слайд.
2 слайд. Тема моего мастер-класса
Тема: «Развитие связной речи детей с ОНР через использование метода наглядного моделирования»
3 слайд
«Даже мгновенное озарение
может стать той первой искрой,
Публикация «Мастер-класс „Развитие связной речи детей с ОНР с помощью метода наглядного моделирования“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
из которой рано или поздно
возгорится пламя
творческого поиска»
В. Шаталов
4 слайд
Актуальность. Успешность обучения детей в школе зависит от уровня овладения ими связной речью. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Для меня как для учителя-логопеда формирование связной речи у детей с ОНР является важнейшей задачей, ибо связная речь характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений. Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.
5 слайд
По результатам мониторинга мною было выявлено, что у 70% детей с ОНР связная речь частично не сформирована.
Так же я отметила, что не у всех детей сформированы высшие психические функции, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
-слабо развита мелкая моторика
Для решения выявленных проблем формирования связной речи у детей с ОНР я стала применять метод наглядного моделирования.
6 слайд
Цель: формировать у детей с ОНР связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, коммуникативные способности посредством наглядного моделирования.
7 слайд
Перед собой я поставила ряд задач, которые отражены на слайде
8 слайд
Работая по выбранной проблеме, я руководствовалась следующей идеей: (на слайде). Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, он способен сохранять только внутренние связи между объектами.
9слайд Педагогические технологии.
Совокупность названных форм и методов составляет необходимую систему организации логопедической работы с детьми и дает положительные результаты. А так же образовательный процесс осуществляю через личностно-ориентированный, компетентностный подход
.
10слайд
Новизна моей работы заключается использование современных методик,
И СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ НАЦЕЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ с применением технологий наглядного моделирования.
11слайд
Для эффективной работы по формированию связной речи мной была разработана в 2010году авторская программа «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР». Необходимостью создания этой программы было продиктовано тем, что у детей малый словарный запас, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура.
12слайд
В соответствии с авторской программой на разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей использую различные приемы наглядного моделирования : пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов использую:
• предметные картинки
• силуэтные изображения
• геометрические фигуры
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
13 Слайд
Для достижения поставленных задач и решения проблем я спланировала работу с воспитателями логопедических групп, музыкальным руководителем, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, что позволило мне целенаправленно и комплексно осуществлять коррекционный процесс. Для этого 2раза в месяц провожу консультации, мастер-классы, семинары-практикумы.
Важным моментом в своей работе считаю тесную взаимосвязь с родителями воспитанников, посещающих логопедическую группу детского сада, через индивидуальные консультации, информационные уголки, стенды, посещение родительских собраний, знакомлю с методами и приемами коррекционной работы, которые могут использовать родители в своей работе с детьми.
14 Слайд
К традиционным формам НОД при работе с описательными рассказами относятся
• Рассказы описания
• Описание предмета по предметной картинке
• Рассказ описание натуральных предметов
• Рассказ описание игрушки
15 слайд. инновационные формы
Четкая, систематическая организация обучения детей с ОНР – сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование наглядного моделирования с помощью компьютерных презентаций.
18 слайд
Успешно решать поставленные задачи мне помогает развивающая среда.
19 слайд
Для меня, работа с детьми ОНР, позволила выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повысило интерес детей к данному виду деятельности и позволило добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Таким образом, использование схем-моделей при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладеть связной речью. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательными.
По результатам диагностики следует, применение метода наглядного моделирования позволяет повысить эффективность коррекции связной речи детей с ОНР.
20 слайд Исходя из того, что каждый год к нам приходят дети с нарушениями связной речи я решила в будущем году создать на базе детского сада мини-центр «Говорун». В этом центре будут работать такие специалисты, как: воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, которые будут тесно сотрудничать с родителями.
21 слайд. ЛИТЕРАТУРА
22. Слайд спасибо.