Галина Задорожная
Создание условий для развития речи, воображения у детей с помощью использования мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для развития речи, воображения у детей с помощью использования мнемотехники
Мастер-класс
Педагога: Задорожной Галины Вячеславовны.
Тема: «Создание условий для развития речи, воображения у детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники».
Публикация «Создание условий для развития речи, воображения у детей с помощью использования мнемотехники» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Добрый день коллеги! Хочу презентовать Вашему вниманию свой мастер-класс на тему: «Создание условий для развития речи детей через воображение посредством использования мнемотаблиц». Процесс воображения является важной составляющей наглядно-образного мышления, которое характеризуется установлением непривычных, даже порой невероятных предметов и их свойств. А т. к. наглядно-образное мышление особенно свойственно детям дошкольного возраста, я опираюсь на доступные формы проявления воображения, которые способствуют дальнейшему развитию речевой деятельности детей.
Использование в работе мнемотаблиц, как одна из составляющих мнемотехники, позволяют решать все задачи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.
Девиз: Мои дети учатся говорить правильно, фантазируя, придумывая новые образы, истории, сказки.
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный знаками и символами. Суть использования мнемотехники заключается в том, что на каждое слово, словосочетание, эпизод сказки, рассказа предлагается картинка (схематичное изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов.
Что помогает развивать мнемотехника?
Мнемотехника помогает развивать :
- речь, в том числе звуковую культуру речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания;
- воображение;
- мыслительные процессы (умение преобразовывать абстрактные символы в образы – перекодирование информации. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительность процесс. Именно в реальном мире находится источник образов - воображение);
- память.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, а позже – к мнемотаблицам. Использование мнемотаблиц особенно эффективно при разучивании стихотворений, пересказе сказок, отгадывании и придумывания загадок, составлении собственных сказок, рассказов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать цветныемнемодорожки или мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Позже изображение усложняется и для старшего дошкольного возраста используются схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание детей на яркость символического изображения.
Требования в работе с мнемотехникой
1. Модель должна отображать обобщенный образ предмета.
2. Модель должна раскрывать существенное в объекте.
3. Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Работу с мнемотехникой мы должны строить поэтапно.
Первый этап – восприятие информации
Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. Рассматривание готовой таблицы к произведению и разбор того, что на ней изображено.
Второй этап – кодирование информации
Каждая часть произведения на начальном этапе кодируется – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии.
Третий этап – запоминание и воспроизведение информации
Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах). При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.
Четвертый этап – творческое создание образов
Создание ребенком мнемотаблиц и придумывание своих сказок, рассказов, историй.
После занятий с использованием мнемотаблиц дети составляют рассказы и сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность.
Во время обучения детей моделированию или в работе с воспитанниками по мнемотаблицам, мы заменяем главных героев геометрическими фигурами. Нарисуйте на листе круг или квадрат на выбор. Круги нравятся творческим натурам. Я прошу выйти 3 человека, из тех, кто нарисовал круг. Квадраты нравятся мыслящим, способным к самоанализу. Я прошу выйти 3 человека, из тех, кто нарисовал квадрат.
Хочу предложить первой команде придумать сказку по мнемотаблице записать ее.
Второй команде нужно придумать мнемотаблицу к уже готовой сказке. На это я вам даю три минуты.
А пока наши участники выполняют задание, я хочу предложить вам отгадать несколько загадок.
Задача заключается в том, чтобы с помощью мнемотаблицы узнать, какая загадка зашифрована.
1 (слайд) Угли пылают совком не достать.
Ночью их видно, а днем не видать.
2 (слайд) На полянке у дорожки красные горошки,
Кто мимо пройдет, в рот себе кладет.
3 (слайд) Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки,
Хоть у нас еще есть спинки,
Мы не овцы, и не свинки,
Мы не кони хоть на нас вы садились много раз.
4 (слайд) Синий домик у ворот,
Угадай, кто в нем живет,
Дверца узкая под крышей,
Ни для белки, ни для мыши,
В эту дверь приходят вести, полчаса проводят вместе,
Вести долго не сидят, а летят, летят, летят.
5 (слайд) Он сильней десяти коней,
Где по полю пройдет весной,
Летом встанет хлеб стиной.
6 (слайд) Кругла, а не мяч,
Желта, а не солнце,
С хвостом, а не мышь.
7 (слайд) Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
8 (слайд) Сидит девица в темнице, а коса на улице.
9 (слайд) Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
10 (слайд) Пришла Таня в желтом сарафане,
Кто ее раздевает, тот слезы приливает.
Я вижу, наши участники готовы, предлагаю им поменяться.
(Один участник из команды выходит и рассказывает, что у них получилось.)
А сейчас я открою вам секрет, наши обе команды работали над одной и тоже сказкой, которая называется «Курочка ряба».
Когда я готовилась к данному мероприятию, то составление мнемотаблицы к данной сказке, помогло мне включить свое воображение и раскрыть ее суть. Я думаю, что смысл сказки заключается в правильном выстраивании человеческих отношений, которые должны быть построены на доброте, ласке и любви. Кто такие дед с бабкой, почему у них не было детей? Да потому что не знали они, как с ним себя вести, поэтому когда появилось у них долгожданное дитя в образе золотого яичка, то били они его, колотили, но в образе маленькой серенькой мышки появляется педагог, который не давит ребенка своим авторитетом, а подобно мышкиному взмаху хвостика, помогает ребенку в образе золотого яичка раскрыться. Потому что каждый хороший педагог знает, что детям нужна любовь и ласка, тепло и забота именно в такой атмосфере дети подобно цветам могут расти и полноценно развиваться. Ведь дети – самое главное, что у нас есть.
Теперь дед с бабкой плачут, что не смогли справиться с воспитанием ребенка, но природа умная, она им подарила новую надежду ….
Мы не можем научить ребенка чему-нибудь. Мы можем только помочь ему понять это самому.
Спасибо за внимание.