Ольга Дорофеева
Мастер-класс для педагогов «Самомассаж с использованием природного материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, коллеги! Сегодняшний мастер-класс «Самомассаж с использованием природного материала» в свете решения годовой задачи и ознакомления со способами оздоровления детей.
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая обстановка, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И, поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Самомассаж с использованием природного материала“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из природного материала
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на укрепление здоровья.
У детей с речевыми нарушениями зачастую наблюдается недостаточная координация мелкой моторики. В настоящее время для развития мелкой моторики рук разработаны разнообразные методы и приемы. Однако, развивая руку ребенка, мы забываем, что стопа и пальцы ног обладают теми же нервными окончаниями, разрабатывая которые мы стимулируем скрытые потенциальные возможности ребенка.
Природа – это источник не только эстетического и познавательного развития детей, но и кладезь физического здоровья: минеральная вода, камни, горный воздух, лечебные травы и ягоды и многое другое. Игры и упражнения с использованием природного материала интересны детям. Вспомните куколок из бутонов цветов, кораблики из щепок и листьев, венки из одуванчиков, они помогают снять эмоциональное напряжение, развивают мелкую моторику рук.
Знакомясь с опытом работы с детьми, которые имеют речевые нарушения, я сделала вывод, что традиционные методы развития мелкой моторики работы не всегда позволяют достичь хорошего коррекционного эффекта. Поэтому были предложены иные методы способствующие активизации мелкой моторики. Такими методами явились игры и комплексы упражнений самомассажа с использованием природного материала (шишки, камешки, ветки деревьев, чурбачки, орехи, песок и др.). Казалось бы, простые предметы, которые не нужно покупать в магазине, не требуют денежных вложений, предоставляют новые возможности не только для тренировки тонких движений, но и для общего развития ребенка.
Комплексы упражнений составлены таким образом, что они помогают активизировать работу не только руки, но и ступни ребенка. Таким образом, происходит активное воздействие на кору головного мозга, пробуждает скрытые возможности ребенка.
Доступность материала позволяет разнообразить работу не только специалистами в детском саду, но и дома.
Для проведения самомассажа лучше использовать сучья и стволы лиственных деревьев, кустарников с яркой фактурой для лучшего воздействия. Ветки перед применением надо обработать, отшлифовать. Важно сформировать у детей знания о сохранении живой природы. Для массажа мы собираем ветки с земли, а не ломаем их с деревьев.
Упражнения можно сопровождать небольшими стишками, которые помогут запомнить движения и дети легче и быстрее включатся в игру.
Примеры нескольких упражнений:
С палочками:
• Палочка зажата между пальцами, ладони крепко прижаты друг к другу. Перетираем палочку пальцами. Силу нажима увеличиваем.
• Трем палочку между ладонями. Силу нажима увеличиваем. Упражнение можно усложнить, взяв в ладони две палочки.
• Перебираем пальцами, веточку поднимаем и опускаем.
• Ветка зажата между пальцами, ладони крепко сжаты. Выполняем перекатывание ветки от ладони до кончиков пальцев по одной ладони, затем по другой.
• Вращение ветки большим и указательным и средним пальцами. Сначала медленно, затем быстрее. Стараемся палочку не уронить.
• Кончиком веточки выполняем легкие покалывания подушечек пальцев. Силу и темп выполнения упражнения увеличиваем.
• На раскрытой ладони рисуем круг, на пальчиках – лучи.
• Прокатывание веточки от запястья до локтя и обратно с внутренней и внешней стороне.
• Кончиком веточек выполняем легкие покалывания от кончиков пальцев до локтя и обратно с внутренней и внешней стороны.
С чурбачками:
• Перекладываем чурбачок из руки в руку, сжимаем его в кулак.
• Чурбачки сжимаем в ладонях. Сначала по очереди, затем одновременно.
• Прокатываем чурбачки по столу вперед и назад.
• Прокатываем чурбачки по ладони по тыльной стороне от основания пальцев вперед-назад. Темп и нажим увеличиваем.
• Рука лежит ладонью вверх. Нажимаем кончиком чурбачка на подушечки пальцев. Темп и нажим увеличиваем. Затем выполняем упражнение другой рукой.
С шишками:
• Перекладываем шишку из руки в руку, постепенно увеличиваем темп.
• Сжимаем шишку сначала одной рукой, затем другой.
• Прокатываем шишку по ладони, круговые движения.
• Шишку зажать между подушечками пальцев. Выполнять попеременно легкое пощипывание шишки сверху вниз и наоборот. Темп и нажим увеличиваем.
• Рука ладонью вверх. Взять шишку за основание, выполняем легкие нажатия концом шишки на пальцы от основания до кончиков и обратно. Начинаем и заканчиваем с мизинца. Темп и нажим увеличиваем. Затем руки меняем.
Игры с шишками ногами:
• Шишки зажаты ногами и руками. Выполняется легкое сжатие шишек пальцами рук и ног одновременно, потом попеременно.
• Сесть на стул. На полу рассыпаны шишки. Собрать сначала руками, потом ногами.
• Сесть на стул. Сначала выполняет упражнение руками, потом ногами. Шишка зажата ладонями. Выполняются круговые движения, постепенно темп и нажим увеличиваем. Ступни лежат на шишках. Выполняются круговые движения, постепенно темп и нажим увеличиваем.
• Сидя на стуле выполнить резкое сжатие (досчитать до 5) и расслабление ног. После чего выполняется упражнение одновременно руками и ногами.
• Сидя на стуле. Нога на ноге, шишка в руке. Выполняются круговые движения шишкой по ступне. Темп и нажим увеличиваем.
• Шишка зажата между ступнями. Сжимаем шишку, затем зажатую шишку поднимаем вверх.
• Шишка зажата между ступнями. Выполняются перекаты вперед – назад.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили играть.
Мы закончили играть
И пора нам отдыхать.
В основу мастер-класса я взяла книгу Алены Сергеевны Фалевой «Самомассаж с использованием природного материала».