Юлиана Жданова
Мастер-класс с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания»
Цель: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи:
- уточнить знания педагогов о понятии «Синдром эмоционального выгорания», причины его возникновения;
- мотивировать педагогов на сохранение и укрепление здоровья; формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
Публикация «Мастер-класс с педагогами „Профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- развивать творческий потенциал, умение работать в команде.
Материал и оборудование: листы бумаги, краски, кисти, газеты, аудиоаппаратура, ковер, стулья, по количеству участников, пластилин, волшебный мешочек, ноутбук, письма.
Продолжительность: 45 минут.
Участники: педагоги образовательного учреждения.
Количество участников: 5-12 человек.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход мастер-класса :
Вводная часть
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Бывало ли так в вашей жизни, что опускались руки, ничего не хотелось?
- Бывало ли так, что утром хотелось разбить будильник и не открывать глаза, или просто лежать и смотреть в потолок?
- Бывало ли так, что все стало не интересно, скучно и т. д. ?
Хотите узнать, как в таком случае можно исправить положение или сложившуюся ситуацию?
Наша сегодняшняя встреча посвящена профилактике эмоционального выгорания. И прежде чем перейти к практической деятельности предлагаю разобраться в вопросе: Что же такое профессиональное выгорание? Как вы понимаете это?
(Ответы педагогов)
- Итак, профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
- Как вы считаете, каковы причины возникновения синдрома эмоционального выгорания? (записываются ответы педагогов на доске).
- Чтобы обезопасить свое здоровье необходимо вовремя проводить профилактику. От мрачных мыслей и плохого самочувствия помимо прогулок, сна, витаминов, очень хорошо помогает творчество.
Основная часть.
- Сегодня в ходе практической деятельности мы с вами попробуем разгрузить свою эмоциональную сферу, снять мышечное напряжение, постараемся позитивнее посмотреть на себя и окружающий мир.
- Начнем нашу встречу с наиболее распространенного упражнения направленного на восстановление сил.
Упражнение «Толкунчики»
Цель: снятие негативных настроений, восстановление сил.
Предлагаю разделиться на пары, встать удобно, ноги на ширине плеч, руки ладонями соприкасаются с ладонями партнера. Ноги как бы приклеены, и переставлять их нет возможности. Каждый начинает толкать своего партнера, пытаясь столкнуть его с места в течение 10 секунд.
- Нервное напряжение хорошо снимает массаж спины и плечевого пояса. Предлагаю использовать очень эффективный прием «Веселая змейка».
Упражнение «Веселая змейка» (массаж спины, активизация плечевого пояса)
Цель: снятие мышечного напряжения.
Сидя, ноги на ширине плеч, друг за другом все активно начинают массажировать спину своего соседа:
1-е упражнение-поглаживание;
2-е - постукивание кулачками, кисти рук максимально расслаблены;
3-е - «цыпочки», три пальца соединены вместе и имиосуществляет легкое поколачивание;
4-е - большим пальцем рук легкое прокручивание, как будто мы хотим пощекотать своего соседа;
5-е - костяшками пальцев ведущей руки повторяем очертание позвоночника снизу вверх (ладонь сжата в кулачок);
6-е - поглаживание.
Затем, обхватив плечи своего соседа, начинаем имитировать движения паровоза (правая рука вперед, левая - назад и наоборот).
- Пришла пора заняться творчеством. Арт-терапевт В. Назаревич утверждает, что если устал – рисуй цветы.
Упражнение «Роза»
- Вот и мы с вами сейчас будем рисовать цветы. Для этого нам понадобиться газета, листы бумаги, краски, кисточки. Первое, что мы делаем – это сворачиваем в комок газету, опускаем в краску (желтую, красную) и примакиваем ее к листу бумаги – это бутон цветка. Можете нарисовать столько цветов, сколько считаете нужным. Не забываем подрисовать стебли и листья.
- Какие шикарные букеты у нас получились! Такой приём можно использовать в продуктивной деятельности с детьми, выполнение доступное и простое, а получается очень ярко и красиво.
Упражнение «Коллективная лепка»
- Следующее упражнение тоже носит творческий характер.
Вам необходимо начать лепить какой-то предмет. Как только я подам сигнал (хлопок, вы передаете свою работу соседу слева. Теперь к вам пришло новый предмет, который необходимо долепить. Далее мы продолжаем по сигналу передавать свои работы по кругу, до тех пор, пока к вам не вернется ваша фигура. Пластилин можно брать любой, любого цвета, в любом количестве.
Есть определенные правила:
- Ломать нельзя, переделывать нельзя, можно только дополнить работу товарища деталями (как в упражнении с дорисовыванием).
(Лепка предметов участниками мастер-класса)
- Какие получились разные и в некоторых моментах неожиданные предметы. Теперь придумайте название своей поделки. Когда вы лепили, у вас был свой замысел, который в ходе упражнения не реализовался, а был изменен другими участниками. Было ли вам неприятно, что так произошло? А может быть наоборот, фигурка понравилась больше, чем изначальная задумка?
- Символизм упражнения: представьте, что ваша фигурка, когда вы только начинали лепить – это какая-то ваша проблема, которая вас волнует, которая не дает вам покоя, а все, что потом добавили окружающие – это их мнения, их видение вашей проблемы. Кто-то украсил вашу фигурку, вам понравилось – переводя на жизнь, помог разрешить волнующий вас вопрос, а кто-то наоборот, как вам кажется, все испортил.
Но я предлагаю вам посмотреть на эти фигурки с другой стороны – пусть это будет талисман, который вы получили сегодня в подарок, от своих коллег, который приносит вам удачу, везение и счастье.
Для детей данное упражнение очень интересно, способствует развитию воображения, мышление, повышает концентрацию внимания.
Заключительная часть.
Небольшая рекомендация: занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет еще время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, что-то починить, вымыть посуду.
Как можно чаще задавайте себе вопрос:
Будет ли это для меня так важно через 2 недели, через месяц?
Я благодарю всех за активную работу. Постарайтесь подобрать для себя наиболее подходящие способы расслабления и сможете более успешно справляться со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для вас и для вашего окружения.
Напоследок, я приготовила для вас небольшие сувениры – это журавлики. Журавли несут собой послание к вам, оно внутри. Каждый цвет журавля символичен – это мои пожелания к вам. Желтый цвет – радость, богатство, тепло; зеленый – развитие; синий – мудрость; белый – духовность; красный – сила, энергия, любовь. Журавли в Японии – это символ мудрости. Я предлагаю вам каждый день проявлять эту мудрость по отношению себе, дабы беречь себя для себя!
Благодарю за внимание!