Папки-передвижки

Развивающая игра «Сложи узор» (кубики Никитина)

Алёна Гадяцкая
Развивающая игра «Сложи узор» (кубики Никитина)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Совершенствовать теоретические знания и практические навыки педагогов в развитии творческих способностей ребёнка посредством использования развивающих игр.

Оборудование: кубики Никитина, схемы- узоров : дом, лодка, крючок, молния, елка, фонарики, конфета, паркет, рыбка, лес, поляна.

План:

1. Вступительная часть.

- Объявление темы и цели мастер- класса. Содержание мастера- класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическая часть.

Публикация «Развивающая игра „Сложи узор“ (кубики Никитина)» размещена в разделах

Использование развивающей игры «Сложи узор» в развитии способностей детей 5-6 лет в группе ЗПР.

3. Практическая часть.

Проведение имитационной игры со слушателями сказка «Золотая рыбка».

Моделирование: составление сказки по теме.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме: «Развивающая игра «Сложи узор» кубики Никитина».

Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием, с интересом. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей. Именно развивать, т. к. сам он ниоткуда не появляется. Кроме того, здесь действует одна закономерность: чем больше развито какое- то качество, тем сильнее жаждет его проявления.

Так просит деятельности и детский ум. Поэтому очень важно дать ему окрепнуть и познать радость успеха, радость преодоления трудности – и как можно раньше.

Первое условие успеха- улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность в прогрессе ребёнка, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание- похвала не по заслугам- может и навредить. Всегда нужно уметь показать ребёнку как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше.

- Ты сегодня быстро сложил узор, быстрее, чем вчера. А если ещё постараться, может получиться ещё лучше.

- Что, по- твоему, сегодня у тебя особенно удалось?

- А что ещё не совсем получилось?

Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, к совершенствованию…

Но это интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто «перебарщиванием», доведение игры до того, что она стала надоедать.

Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или … в другой раз мы поиграем побольше», чтобы впереди была приятная перспектива- завтрашняя радость.

Творчество развивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Но это вовсе не означает, что надо просто ждать, когда у ребёнка возникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения.

Основное правило развивающих игр :

Взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями тип: «Ай…», или «Гм» и т. п. Воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребёнок ещё не окончил очередного задания. Почему они нежелательны?

Нужно сказать что в начале, когда малыш только знакомится с игрой, подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные- окрыляют, критические- побуждают работать внимательнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребёнок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребёнка не будет развиваться самоконтроль. После очередного шага в решении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь. И если это станет главным критерием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие.

Очень часто, желая что-то внушить ребёнку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и тоже. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного результата. И наоборот, запрет, недоступность всегда вызывает интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность надо использовать и в играх тоже. Нельзя развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки. Игра становится доступной, привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо всё аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все- таки такое, чтобы игра была видна самому ребёнку. У детей ведь очень многое зависит от случайности; попалось на глаза вещь- захотелось взять её и поиграть, а не попадется- может надолго забыть о ней.

Начинать игру лучше с заданий, достаточно легких для ребёнка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Метод «ледокола» нужно использовать в развивающих играх, т. к. он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну, а если и метод «ледокола» не помогает, лучше просто пропустить неподатливое задание и взять какое- нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных. И есть, наконец, ещё выход из трудного положения- оставить эту игру до нового увлечения. Играя в другие игры, ребёнок растет, набирается сил и через месяц- другой может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание. А на долю взрослого в таких трудных случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ребёнка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже его папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачи.

Для любой игры необходимо непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть как следует. Играть не обязательно за столом, можно и на полу, и не только сидя, а лёжа на животе- как удобнее».

Всё выше сказанное можно уложить в нескольких правилах:

1. Игра должна приносить радость.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Давайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более и трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Обязательно начинайте с посильных задач.

5. Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.

6. Увлечения детей приходят «волнами» поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц- два, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.

7. Берегите игру, не ставьте её по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

8. Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.

9. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике.

Безусловно бессистемное, эпизодическое использование развивающих игр не принесет положительных результатов. Поэтому я стараюсь включать развивающие игры и в непосредственно-образовательную деятельность. Развивающие игры превращают каждое занятие в сказку. Во время игры дети приобретают уверенность в себе, получают знания, что ведёт к положительному развитию личности ребёнка, развитию его творческих способностей. Развивающие игры- это другая методика общения с ребёнком, в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, т. е. обучения. Особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности- всё это составляет творческие способности. В развивающих играх у детей улучшается мышление, наблюдательность, внимание. При организации развивающих игр я обращала внимание на то, чтобы количество детей не превышало 4-6 человек, чтобы каждый ребёнок имел возможность играть, заниматься. Важнейшее условие усвоения новых знаний - это интерес ребёнка к игровым заданиям, которые взрослые могут ему предложить. Излишняя дидактичность, чрезмерная настойчивость в своих педагогических усилиях - всё это недопустимо в работе с детьми.

Опыт работы с детьми ЗПР показывает, что намеченные на одном занятии программные задачи, не могут быть усвоены ребёнком с первого раза. Задачи во время игры усложняются.

В начале учебного года проводится индивидуальное тестирование детей с помощью различных упражнений и дидактических игр, наиболее полно показывающих уровень знаний детей. По результатам педагогических наблюдений и проанализировав листы адаптации и лист здоровья составляется перспективный план работы на текущий учебный год. Кроме перспективного плана составлялись примерные конспекты каждого занятия. На любом занятии с использованием развивающих игр существуют неограниченные возможности для развития творческих способностей детей, решаются воспитательные задачи. Дети приучаются действовать дружно, целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца, решать, поставленные перед ним задачи.

( Приложение: диагностика, перспективный план)

Приглашаю Вас окунуться в сказочное царство кубиков Никитина.

Я буду читать текст сказки, а Вы по ходу выкладывать соответствующие узоры.

«Сказка про золотую рыбку»

Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

А теперь задание для Вас, уважаемые коллеги:

Составьте сюжет сказки с использованием следующих узоров-заданий :

1 ВАРИАНТ: ДОМ, ЛОДКА, КРЮЧОК, МОЛНИЯ.

2 ВАРИАНТ: ЕЛКА, ФОНАРИКИ, КОНФЕТА, ПАРКЕТ.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Познавательный проект «Развивающие игры» («Кубики Никитина», «Дроби», «Сложи квадрат», «Рамки-вкладыши»). Тип проекта: познавательный. Актуальность проекта: Замечательный двигатель.

Самодельные кубики НикитинаСамодельные кубики Никитина Здравствуйте, уважаемые коллеги. Для развития творческих способностей детей,решила в своей работе с детьми использовать кубики Никитина"Сложи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая игра «Сложи узор» (кубики Никитина)
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 01:07
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая игра «Сложи узор» (кубики Никитина)» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Гадяцкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД