Филюза Байгильдина
Конспект мастер-класса «Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники «друдлы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческого мышления и креативности у
дошкольников с использованием техники «Друдлы»
Цель мастер – класса : повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей и креативного мышления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с технологией «друдлы», использование данной технологии в образовательной деятельности;
Публикация «Конспект мастер-класса „Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники „друдлы“» размещена в разделах
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса;
- содействовать практическому освоению техники друдлы в работе воспитателей. (Слайд 3)
Ход мастер – класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!
Начать хочу с цитаты Василия Александровича Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни.
Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Креативность задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности: в области науки и техники, в искусстве и творчестве, в рекламе и маркетинге. Креативность – это противоположность шаблонного мышления.
Развивать творческий потенциал, умение фантазировать надо начинать уже в детстве.
- Коллеги, скажите какой он, ребенок в современном мире? (ответы зрителей). (Слайд 4)
Я с вами абсолютно согласна. Живя в современном мире многие люди привыкли находить уже готовые решения и мало думать самостоятельно. Готовые ответы в «яндексе», «гугле», в приложении на смартфоне. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. И от творческих способностей во многом зависит успех в нашей жизни. Умение разносторонне мыслить сейчас очень актуально.
Безусловно, существует множество игр и специальных упражнений для развития креативного мышления. Моё внимание привлекла техника «Друдлы».
- Что такое друдлы? Может кто – то слышал об этой технике?
С этой техникой знакомы все, даже если не слышали её название. Вспомните, как в детстве вы смотрели на небо и пытались угадать, что видится в причудливых формах облаков или ваше внимание привлекало отражение облаков в водной глади. Возможно, рассматривали трещины на стенах или на асфальте. А кто-то даже рисовал кодированные записки для друзей.
Друдлы – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.
Название droodle происходит, как комбинация трех слов: «doodle» (каракули, «drawing» (рисунок, «riddle» (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов. (Слайд 5)
По сути друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы. (Слайд 6)
Чем полезна техника друдлы?
Работа в этом направлении, я сделала выводы, что она способстует развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности моих воспитанников и учит мыслить не стандартно. Мне как педагогу, техника так же позволяет лучше осознать психологию ребёнка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент). А ещё друдл – это весёлое занятие для всей семьи, увлекательные конкурсы для компании, головоломка для ребёнка. С помощью друдлов можно заставить работать мозг, потренировать воображение, расширить словарный запас, развить мелкую моторику, умение вести диалог и получить эмоциональный эффект.
Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.
С помощью друдлов у детей происходит :
- развитие образного мышления,
- развитие воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
- развитие речи, «когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую». (Слайд 9)
Вспомним фрагмент произведения «Маленький принц» Антуана де Сент– Экзюпери.
(Слайд 10) Взрослые испортили мне блестящую карьеру художника. Когда мне было 6 лет, я много думал о путешествиях, о приключениях в джунглях. И тогда я нарисовал свой первый рисунок. Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
- Разве шляпа страшная? – возразили мне.
(Слайд 11) А это бала совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Взрослые посоветовали мне не рисовать больше удава ни снаружи, ни изнутри.
На самом деле это и есть друдлы, задачи – головоломки, черно – белые картинки, в которых нужно домыслить, что изображено на рисунке.
- Коллеги, что вы видите на картинке?
1. Человек в костюме с галстуком – бабочкой, защемленным дверью лифта.
2. Или бабочка, взбирающаяся по верёвке вверх.
3. Треугольник, целующий свое отражение в зеркале.
4. Флюгер на крыше дома.
5. А может песочные часы, стоящие на столе?
6. Два громкоговорителя?
7. Закрытое окно.
(Слайд 12)
Смысл друдлов - как можно больше придумать вариантов видения картинки. Ответы могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Отличительная особенность техники – в друдлах правильного ответа просто не существует. Здесь отмечается самый оригинальный и необычный ответ. Друдлы заставляют мозг переработать большой объём информации, чтобы соотнести образ с абстрактными рисунками.
Работа с данной техникой проходит в несколько этапов.
1. Знакомство детей с данной техникой нужно начинать с игры «На что похожа геометрическая фигура?», где дорисовываю недостающие детали сама для того, чтобы помочь ребёнку увидеть образ. (Слайд 13)
2. Игра «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок. (Слайд 14)
3. После того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре какой -либо предмет, можно приступать к карточкам – друдлам. (Слайд 20)
5. Затем можно с детьми придумывать рассказы по уже известным (отгаданным) друдлам. (Слайд 21)
Итак, я приглашаю фокус группы, для ознакомления с данной техникой. Пожалуйста, займите места.
Теперь вы поделитесь на группы. 1 пара дорисуют незаконченный друдл, откройте ваш конверт и вы найдёте всё в нём необходимое для работы (незаконченный друдл, фломастеры чёрного цвета).
2 пара будут составлять рассказ. Перед вами лежит конверт в нём находятся друдлы, из которых вам следует составить рассказ (медвежонок, заяц, солнце, грибы, домики, холм).
3 пара будут рисовать друдл на заданную тему, все необходимое найдете в конверте. (человек сидит на лавочке, вид снизу; кошка выглядывает из- за угла; медведь лезет по дереву; снеговик вид сверху)
4 пара будут составлять друдлы из конструктора (матрёшки вид снизу, стакан с карандашами вид сверху)
Задание для всех участников команд «Дорисуй сказку в виде друдлов». Для вас подготовила сказку. В этой сказке персонажей шесть. Я хочу, чтобы вы дорисовали с помощью друдлов эту сказку. Итак, давайте посмотрим, какая сказка у нас получилось. (Теремок).
Сейчас мы с вами увидели разные способы применения техники «Друдлы».
Работая в этом направлении, я сделала выводы, что использование техники «Друдлы» способствует развитию образного мышления, развивает воображение творческие способности моих воспитанников и учит мыслить не стандартно. Вместе с тем мне как педагогу, техника так же позволяет лучше осознать психологию ребёнка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент). А ещё, друдл – это весёлое занятие, головоломка для ребёнка.
В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире. (Слайд 26)
На этом наш мастер - класс подходит к концу. Я бы хотела узнать ваше мнение о моём мастер – классе, для этого я вам предлагаю нарисовать «Друдл» и этим выразить свое отношение к мастер классу. И все необходимое у вас на столе.