Валентина Морозова
Мастер-класс «Развитие творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик»
Воспитатель 1-й квалификационной категории
Морозова В. Г.
станица Тацинская
Именно творческая деятельность
человека делает его существо
обращенным к будущему,
созидающим его и видоизменяющим
свое настоящее.
Л. C. Выготский
Изобразительное творчество – источник особой детской радости, ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте». Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе способности и склонности. Изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы не заметно для него, развиваем воображение и способности. В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В ходе игр – занятий дети усваивают новые понятия, приемы изображения, материалы, сопоставляют со своим опытом, воспроизводят полученные навыки в творческих занятиях. Творчество педагога создает основу развития творчества ребенка. Под творческой педагогической деятельностью понимается умение педагога применять усвоенные знания в новых ситуациях, умение отказаться от стереотипного мышления. В этом смысле психологи сегодня выступают против традиционных дидактических методов обучения, которые не возбуждают фантазию ребенка, подавляют его творчество и не стимулируют развития творческой личности. В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального развития потенциала. В теории и практике по проблеме формирования творческой личности ребенка определились общие подходы, позволяющие разработать технологии обучения детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности. Поэтому моя задача заключается в том, чтобы создать условия для развития способности детей, поддерживать яркие впечатления, опираясь на них, научить видеть красоту, отражать в различных видах художественной деятельности. Тема моей работы направлена на формирование художественно-творческой деятельности детей, введение их в эстетическую культуру, творческое развитие дошкольника. Достижение целей и задач предусматривают следование принципам систематичности, целостности, эмоционального отношения к окружающему, интегративности. Содержательный аспект выстраивается в виде спирали: познавая красоту окружающего мира, произведения искусства, ребенок испытывает положительные эмоции на основе которых формируются образные представления, мышления, воображения.
Публикация «Мастер-класс „Развитие творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Мною выделены этапы деятельности непосредственно в работе с детьми:
1этап – техника работы с различными изобразительными материалами -
развитие познавательного интереса.
2 этап – обогащение художественно-эстетического опыта – знакомство с жанровым многообразием искусства.
3 этап – углубление отношения детей к творческой деятельности – потребности самостоятельной поисковой деятельности.
4 этап – раскрытие творческого потенциала ребенка – многообразие способов передачи впечатлений в художественной деятельности.
Чтобы привить любовь и интерес к изобразительному творчеству, я использую нетрадиционные техники и материалы. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей не предсказуемостью. Мы рисовали пальцами, ладошками, печатали штампами, тампонами и т. д. Эти техники развивают фантазию, композицию, самостоятельность. Рисование способствует восприятию мира и усилению речевой активности. В процессе рисования, аппликации, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства, но самое главное: создавая изображения, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, овладевать различными навыками и предметами, осознанно их использовать. Благодаря рисованию, дети позволяют себе освобождаться от плохого и утверждают доброе, прекрасное. Творчество помогает укрепить и восстановит здоровье (арт-терапевтические техники). Всему этому способствует исследовательское обучение. Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере культуры. При реализации технологии исследовательского обучения необходимо:
• содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (на определенные, короткие промежутки времени);
• вызывать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;
• обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность;
• соблюдать педагогические постулаты: «от простого к сложному», «закрепление- мать учения», «ни пресыщения, ни принуждения», «радоваться успехам, но не захваливать», «действовать самостоятельно – без подсказки, но иметь право на помощь».
Результативность технологии исследовательского обучения проявляется в следующих интеллектуальных умениях:
• видеть проблему;
• выдвигать гипотезу,
• классифицировать,
• проводить эксперимент (рисунки, поделки)
• формулировать выводы и умозаключения.
Данные умения складываются в такие личностные качества ребенка как критичность и пытливость ума, любознательность и сообразительность, логичность и убедительность в действиях, высказываниях и поступках.
Подводя итог работы по теме, я могу сказать, что дети:
• Умеют видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному.
• Понимать язык эмоций, отраженных в произведениях искусства и реальных отношениях.
• Умеют находит новые, нестандартные отношения творческих задач.
Литература:
1. Программа «Ребенок в мире культуры» Р. М. Чумичева
2. Программа «Сотворчество» Н. Г. Пешкова, Н. В. Корчаловская
3. Программа «Вдохновение» Н. А. Макарова, Е. Б. Колтакова
4. Методическое пособие «Развитие творческих способностей дошкольников» Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова.
5. Эстетическая программа для дошкольников и школьников
«Дети в мире искусства» С. В. Васильева.