Валентина Кулькина
Мастер-класс «Разговор в кругу детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Мастер-класс
«Разговор в кругу детей»
Слайд 2
На протяжении всего индивидуального жизненного пути, уже начиная с дошкольного возраста, ребенок сталкивается с мировоззренческими проблемами, требующих их осмыслению. Почему мальчики и девочки разные? Какие они мужчины и женщины? Что значит дружба, любовь к близким, родному дому? Нахождение правильного решения мировоззренческих проблем как никогда актуально в нынешней сложной социальной ситуации. Следует отметить, что мотивом поведения ребенка на этапе старшего дошкольного возраста является внутреннее побуждение, вызывающее активность организма соответствовать эталонам «мужского» и «женского» поведения в игровых взаимоотношениях со сверстниками.
Публикация «Мастер-класс „Разговор в кругу детей“» размещена в разделах
- Круг. ИЗО, аппликации и поделки из кругов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Слайд 3
Практическая значимость данной технологии состоит в социализации детей за счет их опыта и практики средствами воображения и творческих способностей.
Слайд 4
Цель: формирование основ мировоззрения и личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
* способствовать личностному росту ребенка, нравственному самосовершенствованию;
* развивать логические, рефлексивные и творческие компоненты мышления детей : умение рассуждать, доказывать, последовательно излагать свои мысли;
* воспитывать личность, которая умеет делать выбор, принимать решения и совершать поступки, основываясь на нравственные ценности.
Слайд 5
За основу работы взяты методы и приемы по технологии М. В. Телегина «Воспитательный диалог».
Первый этап заключается в организации и заинтересованности детей. Это может быть прослушивание отрывка песни, словесная игра или упражнение, привлечение детей к их жизненному опыту дома и в детском саду.
На втором этапе идет прослушивание небольшого рассказа или истории, которые заканчиваются вопросом не имеющего на данный момент правильного готового ответа, что превращается в проблему. Дети высказывают свою точку зрения, уточняют, дополняют и приходят к взаимному пониманию и верному решению.
На третьем этапе идет обратная связь с детьми, где в итоге у них происходит выработка правильной собственной позиции.
Слайд 6
(Приглашаются желающие участвовать).
Я приглашаю педагогов, желающих принять участие в воспитательном диалоге по теме «Поступки детей».
Слайд 7
В зал. На первом этапе применяются такие методы как заинтересованность, побуждение к восприятию через проведение бесед, словесных игр. Для данной темы подходит игра «Хорошо-плохо».
Игра: «Хорошо - плохо»
Я буду называть разные поступки, а вы оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Покажите свои ладони – это движение будет означать хороший поступок. Сожмите в кулак, это - плохой поступок. Начинаем:
1) Иван Царевич никогда не ссорился с братьями.
2) Елена Прекрасная испекла для батюшки-царя хлеб.
3) Красная шапочка понесла больной бабушке гостинце.
4) Серый волк хотел обидеть козлят
5) Лиса съела колобка
6) Крошечка- Хаврошечка работала с утра до вечера.
7) Иванушка не послушал Аленушку.
8) Лиса выгнала зайца из своей избушки.
9) Петух прогнал лису из заячьей избушки.
Воспитатель: А как вы определили, что хорошо, а что плохо?
Участники:….
Воспитатель: А вы всегда совершаете только хорошие поступки?
Участники:….
В зал. Воспитатель: Практика показывает, что дети в основном всегда отвечают «да» на этот вопрос, так как детям свойственен эгоцентризм. И вы предлагаете детям порассуждать об этом, переходя на второй этап работы.
Слайд 8
На втором этапе применяются такие методы как дискуссия, привлечение личного опыта, получение информации.
Послушайте небольшую историю про одного мальчика.
«Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Кто наказал тебя? - спросила соседка». Вот такая история.
Воспитатель: Как вы считаете, кто его наказал?
Участники: Сам себя
Воспитатель: Почему мальчик остался один?
Участники: От него все ушли, он всех обидел…он совершил плохие поступки…
Воспитатель: Да, плохой поступок – это поступок, нарушающий правила поведения в общественных местах, в природе, с людьми. Как вы думаете, какие правила доброжелательного поведения нарушил мальчик?
Участники: 1) Быть внимательным к другим.
2) Не обижать товарищей, людей.
3) Быть приветливым, не грубить никому.
4) Беречь и заботиться о животных и природе.
Воспитатель: А теперь послушаем, как отвечают дети. (Видеосюжет).
Воспитатель: Как бы вы поступили на месте мальчика?
Участники: Погладили бы, накормили или отошел от собаки, попросил бы извинение у прохожего, помирился с другом.
Воспитатель: А теперь послушаем детей. (Видеосюжет).
Воспитатель: Как вы думаете, а могут ли девочки совершить плохие поступки?
Участники:….
Воспитатель: Каждый человек в жизни совершает и хорошие и плохие поступки. Но хороших поступков, я думаю, больше.
В зал: Для закрепления сделанных выводов можно провести словесные игры, в которых дети используют личный опыт.
Например, игра «Мои поступки».
У меня в коробочке красные и синие кружочки. Вынув один из них, вы должны вспомнить плохой или хороший поступок. Но если попадет синий кружок, то вы назовете мне его шепотом, а если красный кружок – то громко расскажете о своем хорошем деле.
Воспитатель: Да, много хороших поступков вы совершили. Так что же такое хороший поступок?
Участники: Когда делаешь добро другим.
Воспитатель: Скажите, а можно ли совершить плохой поступок словом?
Участники: Да, обозвать, громко накричать…
Воспитатель: Недаром народ придумал про это пословицу: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу?
А сейчас послушайте детей. (Видеозапись).
Можно попросить вспомнить, какие пословицы о поступках дети еще знают?
1) Не давши слово - крепись, а давши- держись.
2) Деревья смотри в плодах, а людей в делах.
3) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Слайд 9
(в зал) Воспитатель: На третьем этапе желательно использовать игры, в которых дети смогут практически применить полученную информацию.
Упражнение «ДОБРОЕ ДЕЛО»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю «мальчикам» встать со стульев и за 1 –2 минуты каждый «мальчик» для «девочки» сделает добрый поступок.
(«Мальчики» выполняют).
Воспитатель: Что вы сделали, озвучьте, пожалуйста. (Поправил банты, предложил ей поиграть вместе, поправил воротничок).
Воспитатель: Я думаю, девочкам было приятно. Наверно, у «девочек» возникло ответное желание сделать что-то хорошее для «мальчиков» или для кого-то другого. Помогите мне закончить одно очень важное правило: «Поступай по отношению к другим так, как…. хочешь, чтобы поступали с тобой».
Воспитатель: Спасибо вам за участие. А сейчас прошу вас собрать бусы – из красных бусинок, если вам понравилось содержание мастер-класса, из синих, если предложенная технология не заинтересовала вас.
Слайды с 10 по 12
Данная планомерная целенаправленная работа по технологии В. П. Телегина реализуется и в самостоятельной деятельности детей в детском саду и дома, когда сюжет рождается уже в голове ребенка, и он вступает в игру и действует исключительно по своей воле за счет опыта и практики средствами развития воображения.
Если с малых лет наши дети обретут опыт мировоззренческих диалогов, научатся слушать и слышать друг друга, достигать взаимопонимания, приходить к консенсусу и взаимному уважению, терпимости, толерантности, то создадутся предпосылки для социализации подрастающего поколения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.