Ирина Мельникова
Мастер-класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
«В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них»
(Ю. Энтин)
Вашему вниманию представляем мастер-класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа.
Публикация «Мастер-класс „Радость сказка нам приносит“, Рассказывание сказок с помощью карт Проппа» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения сказок
Сказки – это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Сегодня мы хотим вас познакомить с удивительной методикой развития речевого творчества детей дошкольного возраста Владимира Яковлевича Проппа. Методика Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки или функция.
Функции персонажей могут быть наглядно представлены в виде рисунков или схем, что позволяет удерживать ребенку в памяти значительный объем информации
Этих функций 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Последовательность функций может нарушаться: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.
Основных, главных сказочных ситуаций или функций Пропп выделил 20. Для работы с дошкольниками достаточно восьми:
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях.
Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов
1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки :
- присказка, зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир
- повествование - насыщенность сказки событиями
-концовка сказки возвращает к реальной действительности.
2 этап. Проведение «подготовительных игр». – представлены на слайде
На 3 этапе происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
На этапе ознакомления детей с картами в младшем дошкольном возрасте воспитатель должен сделать их яркими и красочными. Функцию – карточку можно соотнести с картинкой – иллюстрацией из сказки. Так дети будут проявлять большой интерес к карточкам, рассматривать и обсуждать их в свободное время.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель с детьми могут создавать свои схематические карты, опираясь на 20 функций. Каждая карта может обсуждаться и рисоваться в присутствии детей или самими детьми, в этом возрасте это будут не красочные картинки, а схематические изображения. Карты должны вводиться постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции) и легко запомнились детьми.
Следующий 4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа».
Для этого нужно выделить узловые моменты сказки и пробуем рассказать по картам. Читаем сказку в слух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.
На 5 этапе Сочиняем собственные сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами, дать им характеристику и выстроить свой, интересный сюжет. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Или придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда реализация цели будет более продуктивной. Постепенно для сочинения сказки добавляется по 3-4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.
А теперь предлагаю вашему вниманию мастер – класс.
Предлагаю вам перейти от теории к практике и для начала немного поиграть.
• Давайте вспомним положительных сказочных героев :
(Золушка, Дюймовочка, Аленушка, Василиса премудрая, Иван царевич, петушок из сказки заячья избушка, крошечка Хаврошечка).
• Теперь вспомните отрицательных героев:
(Лиса, волк, баба Яга, Кощей бессмертный, леший, водяной, змей Горыныч, Соловей разбойник, мачеха)
• Какие бывают запреты в сказках?
«Маша и медведь», «Три медведя» –не уходить далеко в лес;
«Гуси-лебеди» - не оставлять брата одного;
«Красная шапочка»- не разговаривать с незнакомыми, не сворачивать с дорожки;
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - не пить из копытца
«Царевна лягушка» - не сжигать шкуру;
«Волк и 7 козлят» –не открывать двери.
Хорошо, молодцы!
• Теперь на примере сказки «Кот, петух и лиса» мы разберем использование карт Проппа :
(слайд с изображением нужных карт)
Думаю, вам всем хорошо известна эта сказка, и зачитывать мы ее не будем.
С чего начинается сказка? (Жили, были, значит и карта у нас будет (показ на слайд,
когда кот уходил в лес, что он делал и говорил петушку? (давал наставление-запрет) и карта (слайд,
а что сделал петушок? (нарушил запрет)
и дальше произошла (погоня, преследование, кот догнал лису и забрал петушка,
они вернулись домой и стали жить поживать (наступил счастливый конец).
Для пересказа этой сказки мы использовали всего 5 карт, это начальный этап, так как работу с картами следует начинать с простых сказок для младшего возраста.
• А сейчас вы сами попробуете подобрать карты с функциями к сказке «Гуси-лебеди» :
Как вы думаете, какая первая карта у нас будет? (Жили были,
что произошло дальше (запрет и отъезд старших из дома).
Родители уехали и дочка, что сделала? (нарушила запрет).
Когда она поняла, что случилось, как повела себя? (герой покидает дом и способ достижения цели,
дальше нашла брата, забрала и что случилось? (погоня, преследование,
кто-то помог им?
Значит, произошло (спасение от преследования) и (счастливый конец).
Вот мы с вами подобрали нужные карты, теперь можно пересказать сказку с их помощью? Кто начнет пересказ? (пересказ)
Таким образом, вы увидели, как карты Проппа могут помочь детям при пересказе сказок, при творческом рассказывании и сочинении сказок. Карты Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка, а также позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. А успешное овладение связной устной речью составляет важнейшее условие качественной подготовки детей к школе.