Получи документы

Мастер-класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа

Ирина Мельникова
Мастер-класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа
▼ Скачать + Заказать документы

«В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них»

(Ю. Энтин)

Вашему вниманию представляем мастер-класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа.

Публикация «Мастер-класс „Радость сказка нам приносит“, Рассказывание сказок с помощью карт Проппа» размещена в разделах

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения сказок

Сказки – это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.

Сегодня мы хотим вас познакомить с удивительной методикой развития речевого творчества детей дошкольного возраста Владимира Яковлевича Проппа. Методика Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки или функция.

Функции персонажей могут быть наглядно представлены в виде рисунков или схем, что позволяет удерживать ребенку в памяти значительный объем информации

Этих функций 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Последовательность функций может нарушаться: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Основных, главных сказочных ситуаций или функций Пропп выделил 20. Для работы с дошкольниками достаточно восьми:

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях.

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки :

- присказка, зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир

- повествование - насыщенность сказки событиями

-концовка сказки возвращает к реальной действительности.

2 этап. Проведение «подготовительных игр». – представлены на слайде

На 3 этапе происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

На этапе ознакомления детей с картами в младшем дошкольном возрасте воспитатель должен сделать их яркими и красочными. Функцию – карточку можно соотнести с картинкой – иллюстрацией из сказки. Так дети будут проявлять большой интерес к карточкам, рассматривать и обсуждать их в свободное время.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель с детьми могут создавать свои схематические карты, опираясь на 20 функций. Каждая карта может обсуждаться и рисоваться в присутствии детей или самими детьми, в этом возрасте это будут не красочные картинки, а схематические изображения. Карты должны вводиться постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции) и легко запомнились детьми.

Следующий 4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа».

Для этого нужно выделить узловые моменты сказки и пробуем рассказать по картам. Читаем сказку в слух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

На 5 этапе Сочиняем собственные сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами, дать им характеристику и выстроить свой, интересный сюжет. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Или придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда реализация цели будет более продуктивной. Постепенно для сочинения сказки добавляется по 3-4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.

А теперь предлагаю вашему вниманию мастер – класс.

Предлагаю вам перейти от теории к практике и для начала немного поиграть.

• Давайте вспомним положительных сказочных героев :

(Золушка, Дюймовочка, Аленушка, Василиса премудрая, Иван царевич, петушок из сказки заячья избушка, крошечка Хаврошечка).

Теперь вспомните отрицательных героев:

(Лиса, волк, баба Яга, Кощей бессмертный, леший, водяной, змей Горыныч, Соловей разбойник, мачеха)

• Какие бывают запреты в сказках?

«Маша и медведь», «Три медведя» –не уходить далеко в лес;

«Гуси-лебеди» - не оставлять брата одного;

«Красная шапочка»- не разговаривать с незнакомыми, не сворачивать с дорожки;

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - не пить из копытца

«Царевна лягушка» - не сжигать шкуру;

«Волк и 7 козлят» –не открывать двери.

Хорошо, молодцы!

• Теперь на примере сказки «Кот, петух и лиса» мы разберем использование карт Проппа :

(слайд с изображением нужных карт)

Думаю, вам всем хорошо известна эта сказка, и зачитывать мы ее не будем.

С чего начинается сказка? (Жили, были, значит и карта у нас будет (показ на слайд,

когда кот уходил в лес, что он делал и говорил петушку? (давал наставление-запрет) и карта (слайд,

а что сделал петушок? (нарушил запрет)

и дальше произошла (погоня, преследование, кот догнал лису и забрал петушка,

они вернулись домой и стали жить поживать (наступил счастливый конец).

Для пересказа этой сказки мы использовали всего 5 карт, это начальный этап, так как работу с картами следует начинать с простых сказок для младшего возраста.

• А сейчас вы сами попробуете подобрать карты с функциями к сказке «Гуси-лебеди» :

Как вы думаете, какая первая карта у нас будет? (Жили были,

что произошло дальше (запрет и отъезд старших из дома).

Родители уехали и дочка, что сделала? (нарушила запрет).

Когда она поняла, что случилось, как повела себя? (герой покидает дом и способ достижения цели,

дальше нашла брата, забрала и что случилось? (погоня, преследование,

кто-то помог им?

Значит, произошло (спасение от преследования) и (счастливый конец).

Вот мы с вами подобрали нужные карты, теперь можно пересказать сказку с их помощью? Кто начнет пересказ? (пересказ)

Таким образом, вы увидели, как карты Проппа могут помочь детям при пересказе сказок, при творческом рассказывании и сочинении сказок. Карты Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка, а также позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. А успешное овладение связной устной речью составляет важнейшее условие качественной подготовки детей к школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» в младшей группеИнтегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» в младшей группе "Вот как сказка складывалась. " ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о знакомых сказках, умение следить за появлением персонажей в сказках; продолжать.

Мастер-класс по изготовлению новогодней открытки в технике объёмной аппликации из бумагиМастер-класс по изготовлению новогодней открытки в технике объёмной аппликации из бумаги Изготавливать открытки своими руками – занятие очень интересное и творческое. Уважаемые коллеги, предлагаю открытку, которую можно сделать.

Мастер-класс по изготовлению слона из бумаги с помощью кругов к Дню слонов на МAAMМастер-класс по изготовлению слона из бумаги с помощью кругов к Дню слонов на МAAM Попова Валентина Слоны - крупнейшие наземные животные в мире, их вес может достигать до 7 т. Всего существует несколько видов слонов, но.

Мастер-класс по украшению узкого коридорчика с помощью сенсорных досокМастер-класс по украшению узкого коридорчика с помощью сенсорных досок В нашу группу ведёт коридорчик (из раздевалки) и так как места там много я решила повесить там сенсорные доски. В первоначальном варианте.

Мастер-класс «Рисование с помощью пищевой пленки и одноразовых полиэтиленовых пакетов»Мастер-класс «Рисование с помощью пищевой пленки и одноразовых полиэтиленовых пакетов» Мастер-класс "Рисование с помощью пищевой пленки, одноразовых полиэтиленовых пакетов"Для рисования нужны: Бумага для акварели Вода Губка.

Мастер-класс «Рисуем с помощью крепированной бумаги»Мастер-класс «Рисуем с помощью крепированной бумаги» Над бумажным над листом Машет кисточка хвостом. И не просто машет, А бумагу мажет, Красит в разные цвета. Ах, какая красота! Валентин.

Мастер-класс «Снеговик» (с помощью белых шерстяных ниток)Мастер-класс «Снеговик» (с помощью белых шерстяных ниток) У нас в группе продолжается неделя "Снеговики". На эту тему мы загадывали загадки, посмотрели мультфильм "Снеговик - почтовик", прочитала.

Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа»Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа» Цель: составление рассказа с использованием карт Проппа. Задачи: Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа. Активизировать.

Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Украшение зимнего участка с помощью пакетов для мусора. Мастер-классУкрашение зимнего участка с помощью пакетов для мусора. Мастер-класс Мастер-класс предназначен для педагогов, творческих людей. Назначение: сделать украшение для зимнего участка из пакетов для мусора, своими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа
Опубликовано: 25 июня 2020 в 06:02
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Радость сказка нам приносит». Рассказывание сказок с помощью карт Проппа» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД