МААМ-картинки

Мастер-класс «Применение инновационной техники арт-терапии — рисование на воде эбру в работе педагога-психолога ДОУ»

ЛИДИЯ Фурсова
Мастер-класс «Применение инновационной техники арт-терапии — рисование на воде эбру в работе педагога-психолога ДОУ»
▼ Скачать +Заказ

Цель мастер-класса : Познакомить педагогов с новой современной здоровье сберегающей технологией – арт-терапии – эбру – рисование на воде, как средством снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективной технологией арт-терапии – эбру - рисованием на воде, способствующей снижению эмоционального напряжения, развитию воображения и мышления дошкольников.

Публикация «Мастер-класс „Применение инновационной техники арт-терапии — рисование на воде эбру в работе педагога-психолога ДОУ“» размещена в разделах

2. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, их широкому применению в совместной деятельности не только с детьми, но взрослыми.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Эмоциональное состояние многих вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, повышенная раздражительность и даже агрессия. Поэтому на сегодняшний момент нам педагогам необходимо искать новые средства психолого­ педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у детей. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого­ педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт­терапию.

Арт­терапия – дословно обозначает: лечение искусством. Это один из методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, в том числе и ребёнка. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, музыки, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт­терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому ребёнку быстро и просто научиться отображать воображаемый мир. Арт ­ терапия бывает многих видов: ­ изотерапия; ­ глинотерапия; ­ песочная терапия; ­ игровая терапия; ­ сказкотерапия; ­ куклотерапия; ­ музыкотерапия и другие.

Сегодня я хочу вас познакомить с инновационной техникой арт-терапии – эбру. Изобразительная деятельность сама по себе может являться мощным терапевтическим фактором. И мы знаем, что существует много нетрадиционных техник : рисование пальцами, ладошкой, рисование на мокрой бумаге, рисование сыпучими материалами (соль, манка, песок, рисование пластилином, монотипия, набрызг, граттаж (процарапывание, кляксография, но на мой взгляд самой интересной и увлекательной для детей является – эбру. Эбру – это особая техника создания невероятных картин, более известная как рисование на воде.

Можете ли вы представить себе, что-либо более непостоянное, чем поверхность воды? Любое прикосновение к водной глади заставляет ее меняться. Вода и краски завораживают своей магией танца, каждое движение создает неповторимый образ. Картины всегда получаются необычными. Сам процесс и результат поразит не только тех, кто творит, но и тех, кто наблюдает!

Рисование на воде - эбру - это хорошее средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей. Оно хорошо подходит для взрослых и детей с повышенной тревожностью. Рисование на воде снижает эмоциональное напряжения. Можно использовать эбру в качестве развивающего средства. Такое рисование отлично развивает у детей воображение и мышление, а также дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества.

Почти каждый из нас в детстве расстраивался и сердился, когда у него не получалось рисовать. Рисовать так, как хотелось бы, испытывая радость и удовольствие. Но способ рисования эбру, не требует от вас мастерства и умения – лишь желание и специальная техника, которой я готова с Вами поделиться. ЭБРУ ­ (рисование на водной глади) – древнейший турецкий способ создания узоров на ткани и бумаге с эффектом мраморирования.

Преимуществом эбру является то, что даже новичок может легко создать свою первую картину. Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. Для этого нам нужно приготовить следующие необходимые ингредиенты и инструменты:

- В качестве загустителя используется экстракт растения гевен или морской красной водоросли (крахмал и клей ПВА, или молоко жирность 3,2%).

- Лотки, бумага.

- Кисти - в эбру используется волос конского хвоста.

- Шило или шпажку для выполнения рисунка.

­ Гребень или пластмассовая вилочка для получения «чешуйчатого» узора.

­ Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути, цветная вода. В эбру используются только натуральные материалы. Мы можем использовать акриловые краски, предварительно разведя их водой.

- Стакан воды.

- Салфетки.

Техника рисование на воде Эбру.

1. Приготовим загуститель.

Разводить раствор желательно за несколько часов до начала работы.

Налейте в емкость 1 литр теплой воды и добавьте 2 чайные ложки порошка-загустителя. Непрерывно помешивайте раствор в течение 15 минут. Дайте настояться раствору 4-6 часов. Загуститель должен получиться как жидкий кисель. Если раствор получится сильно жидким - рисунок будет «уплывать». В густом загустителе – краски будут плохо раскрываться.

2. Выливаем загуститель в лоток. Убираем с поверхности пузырьки с помощью газеты.

3. Работаем кистью!

Перед началом работы краски необходимо хорошо перемешать.

Окуните кисть в краску, немного оботрите ее о край баночки. Легким постукивающими движениями кисти о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности разбрызгивайте краску по всей поверхности. При этом, не касаясь кистью раствора!

Помойте кисть, оботрите салфеткой и сделайте то-же самое с другим цветом. Таким способом можно нанести несколько разных цветов.

4. Работаем шилом!

Берем шило или палочку, на кончик набираем краску, немного обтирая о край баночки, и слегка касаемся только поверхности раствора, не нужно опускать шило до дна (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного).

Вытираем шило салфеткой и внутрь этой капли ставим каплю другого цвета. И так несколько раз.

Далее с помощью шила воплощаем задуманное: цветы, пейзаж, узоры или что ­ то другое. Шило превращается в вашу волшебную палочку, способную творить чудеса и создавать картины.

5. Перенос рисунка на бумагу.

Если вы считаете, что картина уже готова, ее можно перенести на бумагу. Для этого берем лист бумаги, аккуратно кладем ее на поверхность вашего рисунка. Шилом проводим по краям листа для того, чтобы рисунок ровно отпечатался на бумаге.

Затем с одной и с другой стороны поддеваем шилом края бумаги, берем пальцами за края бумаги и поднимаем ее через край лотка, чтобы лишняя вода стекла в лоток.

В процессе работы предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии. Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают разнообразные узоры. Каждая картина уникальна и неповторима.

Рисунок кладем сушиться. При желании его можно прогладить с обратной стороны утюгом и вставить в рамку. Рисунок также можно перенести на деревянную поверхность или ткань.

Рисование на воде ­ эбру представляет собой разновидность арт­терапии, относится к методу интуитивного рисования. Это хороший способ расслабиться, остановить поток мыслей. Подобная релакс­терапия доступна людям с любым уровнем психологического развития, с разной степенью «загруженности» проблемами, взрослым и детям.

Цвета вызывают у человека чувства и переживания. Одни из них способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Работа с красками снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессию. За 30 минут можно изменить некомфортное эмоционально­психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшить самочувствие. Результат есть у каждого, он индивидуален и зависит от состояния в данный момент. В процессе эбру­ релаксации вмешательство извне минимально. Всё направленно на сохранение установившегося контакта человека с собой. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.

Релакс­терапия эбру хорошо подходит для взрослых и детей с повышенной тревожностью, эффективна как профилактика эмоционального выгорания. Во одних случаях эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжения. Можно использовать эбру в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование отлично развивает у детей воображение и мышление, а также дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества. Картины всегда получаются необычными, каждое движение шилом или кистью создает неповторимый образ. Перенос рисунка на бумагу напоминает чудо и вызывает искренний восторг у детей и взрослых.

Среди основных результатов можно выделить следующие:

­ развитие навыков коммуникации, группового взаимодействия;

­ повышение уровня мотивации к творчеству;

­ развитие навыков самоконтроля;

­ коррекция высших психических функций;

­ повышение настроения;

­ снижение тревожности;

­ улучшение взаимоотношений с детьми;

­ повышение самооценки.

Уже первые результаты получили высокую оценку всех участников проведенных занятий.

Таким образом, рисование на воде ­ эбру является одним из методов здоровьесберегающих инновационных технологий помогающим мне в работе с детьми и взрослыми, а также средством снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние.

Желаю Вам творческих успехов!

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Мастер-класс для педагогов «Искусство эбру — рисование на воде» ВидеоМастер-класс для педагогов «Искусство эбру — рисование на воде» Видео Тема:«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Эбру»Цель:Повышение мотивации педагогов.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психологаПроектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога на групповых и подгрупповых коррекционных занятиях в детском.

Прозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапииПрозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапии В настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с проблемами эмоционально-личностного характера. Многие специалисты по.

Эбру — рисование на водеЭбру — рисование на воде Рисование эбру– одна из самых фантастических техник изобразительного искусства. Вода проявляет себя с совершенно неожиданной стороны..

Экспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбруЭкспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбру Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию удивительный и очень занимательный эксперимент с водой и красками, который посчастливилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение инновационной техники арт-терапии — рисование на воде эбру в работе педагога-психолога ДОУ»
Опубликовано: 24 января 2023 в 15:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Применение инновационной техники арт-терапии — рисование на воде эбру в работе педагога-психолога ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем ЛИДИЯ Фурсова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД