Елена Мареева
Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей «Почему? Зачем? Как?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, молоком, апельсином, водой.
Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной
деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение
делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Публикация «Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей „Почему? Зачем? Как?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход мастер класса
Слайд 2. - Здравствуйте, уважаемые педагоги! Работая над проблемой «Развитие познавательного материала у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности» предлагаю Вам свой мастер – класс по теме : «Почему? Зачем? Как?».
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремится познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность со взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса. В государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов различных видах деятельности.
Дети — прирождённые исследователи и поэтому исследовательская деятельность вызывает у них огромный интерес. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Золушка».
Слайд 3
Воспитатель : Жила была девочка, Золушка. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Золушка услышала разговор мачехи и падчерицы о том, что они видели в других краях, замках. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Золушка отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Слайд4
Выйдя на полянку, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Золушка увидела, как распускаются эти прекрасные цветы. И я предлагаю посмотреть, как они распустятся. А для этого предлагаю перейти к опыту.
Опыт № 1 «Кувшинки».
Перед вами на столах лежат кувшинки. Лепестки согнуть в середину, но сгибы не сильно проглаживать. Опустите свои заготовки на воду, и сейчас мы увидим, что с ними происходит? Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Слайд 5
Воспитатель : Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2 «Виноградинки – рыбки».
Возьмите стакан с газированной водой и бросьте в нее виноградинку, можете еще одну. Посмотрите, что с ними происходит? Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Слайд 6
Золушка от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Золушка решила идти дальше. Тут она увидела радугу. Переходим к следующему опыту.
Опыт № 3 «Радуга в стакане». Для этого опыта необходимо взять 5 стаканов. 1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Воспитатель : В чем же секрет этого опыта? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Слайд 7
Золушка путешествовала дальше, на ее пути оказалась тучка - под которой ей надо было пройти. Нужно устранить препятствие. Переходим к следующему опыту.
Опыт № 4 «Шарик и апельсин»
А тучкой у нас будет воздушный шар. Перед Вами шар – тучка. А устранить это препятствие можем с помощью с апельсиновой кожуры (цедру) и выжать из кожуры несколько капель сока прямо на шарик. Это может оказаться не так просто, так как сок из цедры выжимать довольно сложно, придется хорошенько помять ее в руке. Чтобы одна или несколько капель из цедры попали на шарик! Вот и устранили препятствие. Поэтому золушка может путешествовать дальше.
Воспитатель : Как вы думаете почему тучка – шарик лопнул? В апельсиновой кожуре содержится эфирное масло, которое называется лимонен. Лимонен растворяет резину! Именно поэтому, когда он попал на шарик, он растворил резиновую оболочку шарика, и шарик лопнул.
Слайд 8
Воспитатель : Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала. И в ходе опыта мы увидим почему капля у Золушке с цветка не падала.
Опыт № 5
Для этого возьмем цветы, вырезанные из картона. Накройте стакан с водой цветком из картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.
Золушке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Но у неё осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются цветы?
2. Почему виноградинки - рыбки всплывают?
3. Почему лопнул шар?
5. Почему вода не выливается.
Обсуждение экспериментов с воспитателями.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе с детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами. Спасибо за внимание.