Джалилова Айханум
Мастер-класс для педагогов «Этнокультурное воспитание дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с этнокультурным воспитанием детей дошкольного возраста. Задачи:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по реализации этнокультурного компонента в ДОО.
2. Содействие формированию мотивации участников мастер-класса к применению полученных знаний в профессиональной деятельности
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Этнокультурное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход мастер -класса : - Здравствуйте, уважаемые, коллеги! Тема моего мастер-класса «Этнокультурное воспитание дошкольников» .Неспроста я начала свое выступление с этого видеоролика. Ведь очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; научить подрастающее поколение понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов.
Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
Поэтому для меня стала актуальна проблема - найти формы и средства и приемы приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы целесообразны и соответствовали характеру деятельности дошкольников.
Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к образовательной деятельности и стимулирующим познавательную активность детей. Использование разнообразных форм и приёмов, делают совместную образовательную деятельность интересной, насыщенной.
Уважаемые коллеги, участники мастер-класса, предлагаю Вам небольшой тест-упражнение, который поможет выяснить уровень вашей компетентности в вопросе этнокультурного образования. Перед каждым из вас сосуд знаний, прямо на нем обозначьте, пожалуйста, линию (уровень) компетентности по вопросу этнокультурного просвещения.
Постарайтесь объективно подойти к оценке своих знаний. (Комментарий)
Скажите, пожалуйста, есть у кого-нибудь сосуд знаний полный?
Сегодня мы постараемся пополнить этот сосуд, познакомиться с некоторыми формами и приемами работы в направлении этнокультурного воспитания.
И для этого я прошу Вас, коллеги, выйти в центр зала, встанем в круг, возьмемся за руки. Давайте исполним, какую-нибудь хороводную песню. Например «Во поле берёза стояла» (исполняют).
Кто может ответить на вопрос: «Почему хороводные песни водили кругами? (1. круг объединяет людей в единое целое, 2. видим глаза друг друга - доверие, 3. энергетически связаны между собой –положительные эмоции, 4. круг –символ солнца. а солнце –это добро, тепло, свет.)
Вывод: Хоровод - это движение рука в руку, принятие и передача силы. А учитывая тесную связь всех участников, которые создают коллективное настроение, вы зарядитесь надолго положительными потоками и обретаете новые силы.
Следующая форма работы на,которой я бы хотела остановится, это колыбельные песни. Они сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Это звено, которое несмотря на современные методики воспитания сохранилось и, практически, не изменилось. Ученые утверждают, что зачатки колыбельной песни появились еще на заре человечества, у первобытных людей. В пользу этого факта говорят герои колыбельных, такие как Дрема. Угомон, Сон, относящиеся к мифологическим существам.
Какой же был смысл древних колыбельных песен? Как и сейчас, колыбельные песни, по большей части, отображали внутренний мир матери ребенка, ее переживания и заботу, страхи и радости и описание того, что может увидеть ребенок вокруг себя.
Давайте прослушаем одну из таких песен и попробуем убаюкать младенца. Можно подпевать, если колыбельная вам знакома. (Участники мастер-класса под колыбельную песню передают куклу по кругу, затем перекладывают её в люльку.
Колыбелька считалась сильным оберегом и отождествляли с лоном матери, из которого только что появился на свет ребенок. Саму же колыбельку делали из различных материалов. Выбор дерева падал на священные для нашего народа иву, лозу, дуб, тополь, орешник.
Важно было и кто именно делал колыбельку для младенца. Обычно отец или близкий родственник собственноручно мастерили люльку, а мамка и бабушки делали полог, подушку и матрасик. Простыни и наволочки подушек обязательно вышивали.
На Зыбку обязательно делали полог. Он защищал ребёнка не только от насекомых и яркого света, но и служил преградой от тёмных сил. Часто полог-оберег, делали из старой материнской юбки, которую та носила во время беременности.
Детскую колыбель нельзя сжигать и ломать. Тем самым собственноручно сокращаешь жизнь ребенка.
Прежде чем положить в колыбель младенца, туда клали куклу мотанку, которую делала мать в ожидании ребенка,она становилась защитницей ребенка.
А если в доме уже были маленькие дети, при появлении младенца в Зыбке им обычно говорили, что это ожила кукла-монатка, до этого лежавшая в люльке.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Уважаемые, коллеги, какие обрядовые куклы обереги известны вам?
Сегодня я хочу познакомить Вас с еще одной обереговой куклой, это «Баба Яга». Русская Баба яга – это известный сказочный персонаж, противоречивый и загадочный. Многие полагают, что Яга – это злая, страшная ведьма, живущая в дремучем лесу. На самом деле это первая помощница, мудрая советчица, иногда, гостеприимная хозяйка. Расскажет, где живой воды раздобыть, а где – Жар-птицу, как схорониться от врагов и приобрести верных друзей. Когда-то на Руси существовал обряд — «перепекание» больного ребенка. Бабка-повитуха ложила ребенка на раскатанное тесто (в это тесто наговаривался заговор) и заворачивала в него дитя. После этого помешала его на хлебную лопату и в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Вплоть до наших дней сохранился древний обряд ПЕРЕПЕЧЕНИЯ.
…Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т. е. перепечь для "того света", довести их до зрелости для существования в ином мире. Поэтому, Кукла Баба яга может стать отличным домашним оберегом, хранительницей домашнего очага, подобно домовому.
Следующее о чем я хотела вам рассказать, это игры для самых маленьких. ,мама пествала мама своего малыша.
А давайте раскроем тайный смысл старославянских игр?
Я сегодня хотела бы остановиться на таких играх, как «Сорока -ворона» и «Ладушки».
«Сорока-ворона». На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. ,т. есть при массаже каждого пальца малыща,мы стимулируем работу всех внутренних органов.
Но большой пальчику недостаточен просто массаж, аего надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга.
«Ладушки». Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой. и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности.
- Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони. - Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке. - Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши. - Пили простоквашку! — еще раз. - Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности. Понятно теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. Вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!
Такие игры это и развлечение, и профилактика от гриппа.
И продолжая играть с ребенком, перейдем к народным играм, которые остаются не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме.
В качестве примера проведем одну из игр: «Дударь».
Прошу всех выйти ко мне. (обьяснение правил игры)
Вывод: Таким образом, я надеюсь, что мой опыт работа в направлении этнокультурного воспитания поможет Вам в формировании ребенка,как личности, который будет ценить прошлое и настоящее,и уважать свою культуру, и культуру других народов.