МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Этнокультурное воспитание дошкольников»

Джалилова Айханум
Мастер-класс для педагогов «Этнокультурное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с этнокультурным воспитанием детей дошкольного возраста. Задачи:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по реализации этнокультурного компонента в ДОО.

2. Содействие формированию мотивации участников мастер-класса к применению полученных знаний в профессиональной деятельности

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Этнокультурное воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Ход мастер -класса : - Здравствуйте, уважаемые, коллеги! Тема моего мастер-класса «Этнокультурное воспитание дошкольников» .Неспроста я начала свое выступление с этого видеоролика. Ведь очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; научить подрастающее поколение понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.

Поэтому для меня стала актуальна проблема - найти формы и средства и приемы приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы целесообразны и соответствовали характеру деятельности дошкольников.

Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к образовательной деятельности и стимулирующим познавательную активность детей. Использование разнообразных форм и приёмов, делают совместную образовательную деятельность интересной, насыщенной.

Уважаемые коллеги, участники мастер-класса, предлагаю Вам небольшой тест-упражнение, который поможет выяснить уровень вашей компетентности в вопросе этнокультурного образования. Перед каждым из вас сосуд знаний, прямо на нем обозначьте, пожалуйста, линию (уровень) компетентности по вопросу этнокультурного просвещения.

Постарайтесь объективно подойти к оценке своих знаний. (Комментарий)

Скажите, пожалуйста, есть у кого-нибудь сосуд знаний полный?

Сегодня мы постараемся пополнить этот сосуд, познакомиться с некоторыми формами и приемами работы в направлении этнокультурного воспитания.

И для этого я прошу Вас, коллеги, выйти в центр зала, встанем в круг, возьмемся за руки. Давайте исполним, какую-нибудь хороводную песню. Например «Во поле берёза стояла» (исполняют).

Кто может ответить на вопрос: «Почему хороводные песни водили кругами? (1. круг объединяет людей в единое целое, 2. видим глаза друг друга - доверие, 3. энергетически связаны между собой –положительные эмоции, 4. круг –символ солнца. а солнце –это добро, тепло, свет.)

Вывод: Хоровод - это движение рука в руку, принятие и передача силы. А учитывая тесную связь всех участников, которые создают коллективное настроение, вы зарядитесь надолго положительными потоками и обретаете новые силы.

Следующая форма работы на,которой я бы хотела остановится, это колыбельные песни. Они сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Это звено, которое несмотря на современные методики воспитания сохранилось и, практически, не изменилось. Ученые утверждают, что зачатки колыбельной песни появились еще на заре человечества, у первобытных людей. В пользу этого факта говорят герои колыбельных, такие как Дрема. Угомон, Сон, относящиеся к мифологическим существам.

Какой же был смысл древних колыбельных песен? Как и сейчас, колыбельные песни, по большей части, отображали внутренний мир матери ребенка, ее переживания и заботу, страхи и радости и описание того, что может увидеть ребенок вокруг себя.

Давайте прослушаем одну из таких песен и попробуем убаюкать младенца. Можно подпевать, если колыбельная вам знакома. (Участники мастер-класса под колыбельную песню передают куклу по кругу, затем перекладывают её в люльку.

Колыбелька считалась сильным оберегом и отождествляли с лоном матери, из которого только что появился на свет ребенок. Саму же колыбельку делали из различных материалов. Выбор дерева падал на священные для нашего народа иву, лозу, дуб, тополь, орешник.

Важно было и кто именно делал колыбельку для младенца. Обычно отец или близкий родственник собственноручно мастерили люльку, а мамка и бабушки делали полог, подушку и матрасик. Простыни и наволочки подушек обязательно вышивали.

На Зыбку обязательно делали полог. Он защищал ребёнка не только от насекомых и яркого света, но и служил преградой от тёмных сил. Часто полог-оберег, делали из старой материнской юбки, которую та носила во время беременности.

Детскую колыбель нельзя сжигать и ломать. Тем самым собственноручно сокращаешь жизнь ребенка.

Прежде чем положить в колыбель младенца, туда клали куклу мотанку, которую делала мать в ожидании ребенка,она становилась защитницей ребенка.

А если в доме уже были маленькие дети, при появлении младенца в Зыбке им обычно говорили, что это ожила кукла-монатка, до этого лежавшая в люльке.

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Уважаемые, коллеги, какие обрядовые куклы обереги известны вам?

Сегодня я хочу познакомить Вас с еще одной обереговой куклой, это «Баба Яга». Русская Баба яга – это известный сказочный персонаж, противоречивый и загадочный. Многие полагают, что Яга – это злая, страшная ведьма, живущая в дремучем лесу. На самом деле это первая помощница, мудрая советчица, иногда, гостеприимная хозяйка. Расскажет, где живой воды раздобыть, а где – Жар-птицу, как схорониться от врагов и приобрести верных друзей. Когда-то на Руси существовал обряд — «перепекание» больного ребенка. Бабка-повитуха ложила ребенка на раскатанное тесто (в это тесто наговаривался заговор) и заворачивала в него дитя. После этого помешала его на хлебную лопату и в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Вплоть до наших дней сохранился древний обряд ПЕРЕПЕЧЕНИЯ.

…Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т. е. перепечь для "того света", довести их до зрелости для существования в ином мире. Поэтому, Кукла Баба яга может стать отличным домашним оберегом, хранительницей домашнего очага, подобно домовому.

Следующее о чем я хотела вам рассказать, это игры для самых маленьких. ,мама пествала мама своего малыша.

А давайте раскроем тайный смысл старославянских игр?

Я сегодня хотела бы остановиться на таких играх, как «Сорока -ворона» и «Ладушки».

«Сорока-ворона». На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. ,т. есть при массаже каждого пальца малыща,мы стимулируем работу всех внутренних органов.

Но большой пальчику недостаточен просто массаж, аего надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга.

«Ладушки». Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой. и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности.

- Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони. - Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке. - Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши. - Пили простоквашку! — еще раз. - Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности. Понятно теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. Вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!

Такие игры это и развлечение, и профилактика от гриппа.

И продолжая играть с ребенком, перейдем к народным играм, которые остаются не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме.

В качестве примера проведем одну из игр: «Дударь».

Прошу всех выйти ко мне. (обьяснение правил игры)

Вывод: Таким образом, я надеюсь, что мой опыт работа в направлении этнокультурного воспитания поможет Вам в формировании ребенка,как личности, который будет ценить прошлое и настоящее,и уважать свою культуру, и культуру других народов.

Публикации по теме:

«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет "Этнокультурное воспитание". Фотоотчет. Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период.

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению»Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению» В жизни старшего дошкольника большое место занимают различные занятия. В детском саду они организуются педагогом. На занятиях дети приобретают.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Мастер-класс для педагогов «Фитбол-гимнастика для дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Фитбол-гимнастика для дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№42 Мастер- класс для педагогов «Фитбол- гимнастика для дошкольников».

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Этнокультурное воспитание дошкольников»
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 15:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Этнокультурное воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Джалилова Айханум в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД