Лучший педагог года

Мастер-класс по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Брусенская Татьяна
Мастер-класс по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Мастер-класс по теме :

«Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры»

Посиделки в русской избе

«Кукла из бабушкиного сундука»

(изготовление «Куклы добрых вестей»)

Программное содержание:

1. Обогатить и расширить представление о быте и ремёслах наших предков – славян, об игрушках славянских детей.

2. Познакомить гостей с технологией изготовления тряпичной куклы.

Публикация «Мастер-класс по теме „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

3. Воспитывать любовь к народной игрушке. Создать доброе, благодатное настроение.

Ход открытого мероприятия:

Ведущий: Дорогие друзья, мы очень рады видеть вас. А собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах. Что для вас значат слова: «Русь», «Россия»? Должен ли человек любить свою родину? Знать её историю? Культуру? Владеть своей речью? Хотим ли мы знать о своей стране всё? Для этого надо обратиться к её истории, давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа – к фольклору.

А чтобы нам легче было общаться, давайте напишем на солнышках свои имена. Но одно условие имена должны быть ласковыми. (Вспомните, как вас называли в детстве, как сейчас называют ваши близкие и родные люди).

Гости пишут ласковые имена.

- Мне кажется, что от этих маленьких солнышек в зале стало светлее и теплее.

Звучит русская народная музыка. Входят хозяин, хозяйка с караваем.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйста!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждали – поджидали, посиделки без вас не начинали!

Хозяин: У нас для каждого найдётся и словечко и местечко.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин:

Мы начинаем посиделки,

Несём вам хлеб и соль

На этой расписной тарелке.

Хозяйка:

Живы традиции Руси,

Какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать,

Традиции нам надо соблюдать.

Хозяин:

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке,

Из наших рук вам хлеб да соль!

Кушайте на здоровье, гости дорогие!

Кланяются и вручают хлеб гостям. Тарелку передают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.

Ведущий: Для вас, конечно не секрет, что дети очень любят фантазировать. В детском саду мы вместе с ребятишками очень часто отправляемся в воображаемые путешествия – в сказочные страны, на другие планеты.

И нас сейчас ждёт путешествие. Но оно будет особенное. Нам не придется фантазировать и заглядывать в будущее. Мы с вами отправимся в далёкое прошлое, к нашим предкам, которые жили около двух тысяч лет тому назад.

Звучит русская народная музыка.

Давайте, попытаемся представить себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, радио, телевизора, не было электричества и даже свечей. В деревянных избах горели лучины. А избы были большими и просторными. Вечерами в таких избах за большим столом собирались всей семьёй. Так и нас всех собравшихся в этом зале, можно назвать одной большой семьей. Итак, все в сборе! Путешествие в прошлое начинается.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

Ведущий. А сейчас мы всех приглашаем наш музей. Мы расскажем о том, как жили люди в старину.

Гости с детьми проходят в музей. Их встречает Домовой.

Домовой: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята, заждался я вас.

- А вы узнали меня?

Гости: Домовёнок Кузя.

Домовой: А кто такой Домовой?

Гости: Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник.

Кого полюбит, тому и служит. А уж кого невзлюбит, того из дома выживает.

Домовёнок Кузя, а мы пришли к тебе в гости – в Русскую избу.

Домовой: Хорошо, но прежде отгадайте загадку.

Сто гостей, сто постелей, у каждого гостя своя постель.

Гости: Это изба.

Домовой: Так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами.

В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, это чтоб зимой теплее было.

А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтоб богатыми стать, шерсть для тепла, а ладон для святости.

Домовой: Молодцы, справились с загадкой. Приглашаю вас в Русскую избу.

Гости заходят в избу.

- А Вы знаете приметы про избу?

Сухое дерево в срубе – к счастью.

Солнце в доме играет – к радости.

Без печи изба – не изба.

Войдя в избу, на печь сразу внимание обратишь. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.

Печь не только обогревала избу, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи.

Когда в печи жарко – тогда и варко. Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу.

На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.

А в каких сказках упоминается печь?

(«Жихарка», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Баба Яга»).

Домовой: Этот угол у печки назывался закутком. Здесь командовала хозяйка дома. А чтобы дела её спорились и ладились, ей помогала Берегиня Спорынья. Здесь вы видите знакомые предметы.

Возле печки в русской избе всегда стояли большие и маленькие чугуны и глиняные горшки. В чугунках щи да картошку варили, а в горшках молоко, масло хранили, да кашу варили.

В печи жарко и голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей взять нельзя. И делали это с помощью ухвата.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт.

А кочерга нужна, чтобы угли в печи ворошить.

Железный конь,

Скачет в огонь.

Домовой: Хозяйка была не только умелой поварихой, но и мастерицей. Она пряла пряжу, ткала холст. Для этого использовала веретено да прялку.

Прежде чем ткать нужно нитки приготовить. Когда нить была готова, её заправляли в станок ткацкий – кросна и ткали полотно из которого шили рубахи, полотенца – рушники, которые вышивали и украшали ими избу.

Уж ты, прялица,

Ты прялица, моя,

Пойду, вынесу на улицу тебя,

Буду прясть и попрядывать,

На подружек поглядывать.

Домовой: Вот и подошло к концу наше путешествие по Русской избе. Мне пора с вами прощаться и свои обязанности по дому исполнять.

Гости прощаются с домовым и возвращаются в зал.

Ведущий: А теперь мы вас приглашаем в русскую горницу.

Ты откуда русская

Зародилась, музыка?

- Пролетали утки,

Уронили дудки.

-Пролетали гуси,

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились,

- Ну, а песня?

- А с песней на Руси родились!

Хозяйка: Дорогие гости, Вы знаете, что славяне занимались разными ремёслами и были они большими мастерами. А сегодня мы хотим Вам рассказать о том, в какие игры играли славянские дети, какие у них были игрушки. Хотите узнать? Тогда слушайте.

Хозяйка обращает внимание на стоящий в углу сундучок.

Посмотрите, сундучок стоит. Какой он красивый, расписной – старинный.

Что за странный сундучок?

И закрыт он на замок.

Если ключик подберём,

В прошлый век мы попадём!

А чтобы сундучок открылся, нужно потрудиться – отгадать загадки.

Слушайте внимательно.

Маленькая собачка, свернувшись, лежит,

Не кусает, не лает, а в дом не пускает? (Замок)

Хвост на дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернёт, тот в дом войдёт. (Ключ)

Хозяйка: Молодцы, правильно отгадали загадки.

Позвонили в бубенец (слышится звон замка)

И попали во дворец!

Открывается палата (поднимается крышка сундука).

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Сейчас мы это узнаем. Посмотрите-ка, что это там, в углу сундука?

Вынимает куклу и рассказывает о ней.

Деревянные игрушки.

Раньше куколкой могло стать простое берёзовое полено, белая кора - становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле – полешку платочек, надела юбочку – и кукла – модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

Хозяин: Нашим любимым народным сувениром стала матрёшка.

- Почему эту точёную куклу стали называть матрёшкой?

- Никто точно не знает.

- Может быть, так её продавец назвал, который расхваливал свой товар.

- А может такое имя, ей дали покупатели: ведь имя «Матрёна» было очень распространено среди люда, вот и стали ласково называть Матрёшей, Матрёнушкой. А потом так и стали называть «Матрёшка».

Погляди скорее: щечки розовеют,

Пёстренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки –

Русские матрёшки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Соломенная кукла.

Хозяйка: Посмотрите, гости дорогие, какая необычная кукла.

- Из чего она сделана? (Из соломы).

Правильно - эта соломенная кукла и родилась она в деревне. Делали её из соломы, которая осталась после жатвы. Матушка брала своего ребёночка в поле, там его нужно было чем-то занять. А под рукой всегда была солома да травка.

А делать её очень просто. Скручивали пучок соломы в жгут, перегибали его, связывали, чтобы не развалилось куколка, делали ручки, а дома украшали её лоскутками, тесёмочками да ленточками.

А называется кукла – Стригушка.

Золотистая солома,

Без сомненья, всем знакома.

Словно сказочные феи,

Поколдуем мы над нею:

Соберём её в пучок

И повяжем поясочек –

Ленточку шелковую,

Розовую, новую.

Лоскуточек ситца

Тоже пригодится.

Вот из всех стараний наших

Получилась кукла Маша!

Хозяин: Такую куклу дарили невесте на свадьбе. Она должна была помочь молодой хозяйке вести хозяйство да управляться с множеством дел. Поэтому её и назвали Семиручкой.

Хозяйка: А самой любимой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла (достаёт из сундука). Она жила в каждой семье. Дети делали их сами, начинали «вертеть» куклу лет с пяти. Кукол этих очень берегли: вырастит девочка, станет мамой, а куколку своей дочке передаст.

Давайте доставим себе маленькую радость, попробуем сделать тряпичную куклу – оберег. Дорогие гости, обратите внимание на свои стульчики. У кого к спинке стула привязана кукла – кувадка пройдите, пожалуйста, к столам.

Просим в гости к нам. Красному гостю – красное место.

Гости рассаживаются.

Хозяйка:

Садитесь, не стесняйтесь.

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Ведущий: Сейчас мы выполним работу на первый взгляд простую, но очень интересную. Мы будем делать куклу - закрутку. Традиционно существовали народные куклы трёх видов : обереговая, обрядовая и игровая.

- Чем отличаются обереговые и обрядовые куклы от игровой?

Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это бы исказило душу куклы. Кукла с искажённой душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.

Такую куклу можно было повесить над колыбелькой малыша, чтобы она его оберегала. Можно было дарить детям на именины, новоселье, ко дню рождения. Куклу делали без использования иглы.

- Но, как говорят, делу время, потехе час. Пора и нам ручки наши потешить да поразмять.

Изготовление куклы.

Обратить внимание на стол.

Посмотрите, как много заготовлено разноцветных тканей.

А в мешочках лежат обрезки от этих тканей.

Такую куклу делали девочки, когда сидели рядом со своими мамами на посиделках. Мамы шили, вышивали, а чтобы не пропал ни один кусочек ткани, девочки делали себе на забаву – игрушку.

1. Берём несколько мелких лоскутков, скатываем из них шарик диаметром приблизительно от 1 до 1,5 см и выкладываем его с изнаночной стороны в центр круга из ткани самого большого диаметра, формируем головку куклы и перевязываем ниткой.

2. Второй круг из ткани среднего диаметра накладываем сверху по центру, также перевязываем ниткой.

3. Третий самый маленький круг накладываем сверху по центру, также перевязываем ниткой.

4. Берём прямоугольник из белой ткани и складываем его по длине втрое, чтобы получилась полоска шириной 6,3 см.

5. Белую ткань накладываем на голове куклы, завязываем ниткой вокруг головы, а концы этой ткани распределяем по обе стороны куклы.

6. Отступив 1 см от края, завязываем концы белой ткани. Расправляем белую ткань – получились пышные рукава.

Берём треугольный лоску ткани и повязываем его на голову куклы, подгибая платок с двух сторон, как носили наши прабабушки. Концы платка завязываем сзади на узел.

Гости делают куклу.

Хозяйка: Гости дорогие, чтобы наша работа спорилась да ладилась, давайте вспомним пословицы о труде и мастерстве.

· Какова пряха, такова на ней и рубаха.

· Труд человека кормит, а лень портит.

· Смотри дерево в плодах, а человек в трудах.

· Кто не работает, тот не ест.

· Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

· Глаза страшатся, а руки делают.

· Пашню пашут – руками не машут.

· Пахать не в дуду играть.

· Где хотенье, там и уменье.

· Куй железо, пока горячо.

· Мала пчела, да и та работает.

· Скучен день до вечера, коли делать нечего.

· Ремесло есть – пить не просит, а само кормит.

· Терпение и труд все перетрут

· Делу время – потехе час.

· Маленькое дело лучше большого безделья.

· Землю пашут, руками не машут.

· Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

· Ремесло – не коромысло, плеч не оттянет.

· Умелые руки голодными не останутся.

· Без топора не плотник, без иглы не портной.

· Не бравшись за топор избы, не построишь.

Ведущий: Поработали мы на славу, молодцы.

Наша «кукла добрых вестей» готова. Какие замечательные, яркие, нарядные куклы получились!

- В старину такие куклы можно было подарить, обменять на ярмарке на другие нужные товары. А мы с Вами возьмём их с собой и подарим своим детям, родным или друзьям.

Ведущий:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

Выходи честной народ

Затевайте хоровод.

Ведущий приглашает гостей на хоровод.

А сейчас давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – Россияне, народ очень умный, талантливый, терпеливый и добрый.

Гости возвращаются за столы. Подведение итогов.

А дорогих гостей по старому русскому обычаю не выпустим из избы, пока не угостим чаем с пирогами.

- Гости дорогие, милости просим вас к столу.

Входят хозяюшка и девочки, несут самовары, сладости, ставят на столы.

Хозяйка:

В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Эх, чай, чай, чай…

Уж ты, кумушка, встречай,

Прибауткой привечай.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 20 июля 2024 в 21:08
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Брусенская Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

 22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.

19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД