Анастасия Метс
Мастер-класс по созданию тряпичной народной куклы «Колокольчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса на тему
«Создание тряпичной народной куклы Колокольчик».
Цель: Освоение технологии изготовления традиционной куклы.
Задачи:
1. Познакомить с разнообразием народных кукол, их значением в жизни людей.
2. Познакомить с особенностями изготовления куклы.
3. Обучить изготовлению тряпичной народной куклы.
Темочки:
- Кукла Колокольчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
4. Развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкие мышцы пальцев рук.
5. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Материалы и инструменты для работы:
Ткани белая и цветная, нитки х/б и шерстяные, вата, ножницы, узкая красная лента, декоративные наклейки, бусы (бисер+леска, тесьма красная, синяя, желтая, бамбуковые шампуры (палочки длиной 20см).
Ход мастер-класса.
Вступительная часть.
Слайд 1
Сегодня на мастер-классе мы поговорим о народной кукле и сделаем одну такую куклу самостоятельно.
Слайд 2
Кукла занимает особое место в воспитании ребёнка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации, знакомится с историей края, народной одеждой, рукоделием. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных образов, представлений.
Несмотря на такое разнообразие кукол сегодня, они продолжают выполнять свои первозданные функции – радовать ребенка, приучать его к труду, снимать эмоциональное напряжение, помогать проигрывать различные социальные роли, развивать творческие способности.
Тряпичная кукла хороша тем, что в нее могут играть самые маленькие дети- она мягкая и приятная на ощупь. Тряпичная кукла может выполнять роль няньки для ребенка - обнимая такую игрушку, малыш чувствует себя защищенным и засыпает быстрее. Для изготовления такой куклы используются различные материалы: хлопок, бархат, фланель, шерсть. А при прикосновении к разным тканям у ребенка развивается сенсорные и познавательные способности. Внутрь тряпичной игрушки иногда вшиваются мелкие предметы, крупы, что полезно для тренировки моторики рук.
Кукла для ребенка является настоящей подружкой, с ней он разговаривает, делится заботами, переживаниями, радостями. Ребенок, играя с куклой, в зависимости от настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами, присущими ему самому. Играя с куклой, ребенок учит ее правилам этикета, правилам дорожного движения и другим знаниям, которыми обладает сам. Таким образом, через игру с куклой приобретенные детьми знания лучше усваиваются. Ведь когда дети "учат" чему - то свою куклу, сами уже никогда не поступят наоборот. Интересно наблюдать за детьми, когда они играют в группе в куклы, дети через игру рассказывают о взаимоотношениях в семье, примеряя на себя различные роли членов семьи.
Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно изготовить куклу. В процессе изготовления дети подбирают ткани, украшения для игрушки, тем самым развивается эстетический вкус и творческие способности. Ребенок может проявить свое творчество – сделать куклу такой, какой ее рисуют собственные воображение и фантазия. Кукла приучает к труду и бережному отношению к предметам – самодельную куклу ребенок портить не станет. Ребенок изучает костюм, обряды и праздники, связанные с изготавливаемой куклой. Таким образом, куклы можно использовать при организации деятельности с детьми по любому направлению развития.
В этом году мы с подготовительной группой погрузились в мир Народов России. И при изучении их культуры и традиций интересным оказалось сделать куклу, которая бы представляла ту народность, о которой мы говорим на занятии.
Слайд 3
На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы : кукла-скрутка, пеленашка, кукла подорожница, кукла мамушка, северная берегиня, кукла от бессонницы, кукла на счастье, кукла желанница, травяные куклы, колокольчик, масленица и многие другие. По названию кукол видно, что они выполняли множество функций в жизни человека. Так ребенок знакомился с окружающим миром, традициями и праздниками своей семьи, своего народа. У тряпичной куклы лицо, как правило, не обозначается. Считается, что ребенок может сам придумывать различные эмоции кукле.
Слайд 4
Разные народы России в одежде использовали национальные узоры и украшения – монеты, бусы и даже мех. Разнообразны также и цветовые решения. В одежде кукол отражаются культурные ценности, которые присущи этой народности.
Слайды 5-20.
Изготовление куклы.
Слайд 22.
Рефлексия участников мастер-класса.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Такой мастер-класс можно провести с родителями и мотивировать их на дальнейшую работу в этом направлении. Показать, что это просто и интересно детям. Куклу какого народа вы сегодня изготовили? Как бы вы использовали куклу в работе с детьми? Что показалось вам сложным, а что понравилось? Возможно, у вас остались вопросы и предложения?
Список использованных источников.
Статьи в интернете:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/05/statya-rol-kukly-v-razvitii-doshkolnika
https://www.solnyshko-orlovsk.caduk.ru/p39aa1.html