светлана матаева
Мастер-класс по росписи глиняной игрушки
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по росписи глиняной игрушки
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 с. Большое Мокрое»
Мастер-класс в подготовительной группе
Темочки:
по росписи «Дымковской игрушки»
Подготовила:Матаева С. Б.
2023 год
Цель: продолжать знакомить с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.
Задачи:
- познакомить с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;
- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;
- развивать воображение, художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности;
- вызвать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование : образцы дымковской игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы; таблица с элементами дымковской росписи, заготовки дымковской игрушки (лошадка,наборы красок гуаши, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти.
Ход
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, о дымковской игрушки. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов.
Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».
Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка
(Киров)
Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой. В каждом доме топилась печь. Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а лишь прокаливалась, после чего расписывалась. Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково. Но в узорах дымковской игрушки нет ничего от цвета серого дыма. Если посмотреть на узор - он необычно прост. Зато краски яркие-яркие. Давайте рассмотрим элементы,
входящие в состав узора.
Фигурки барышень в шляпках, с муфтами, с зонтиками, с сумочками. На голове кудри. На плечах перелина, пышные рукава. По низу юбки или передника оборки. Фигурки в кокошниках с детьми на руках изображают кормилицу, няньку или мамку. Многоцветный веселый узор украшает фигурки людей и животных. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем.
На его груди сияет круг - символ солнца.
Голосисты эти птицы
И наряды, словно ситцы. (народное творчество)
Вы сегодня народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки. Выбирайте себе игрушку.
Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».
Посмотрите, как красив дымковский узор.
Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).
Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающий с гладкоокрашенными частями (например, рукава кофты игрушки - показываю барышню и рассматриваем узор). Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:
круги – означали солнце,
волнистые линии – небо,
маленькие кружочки – семена,
круг с серединкой – звездочкой – солнце.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.
Практическая работа.
Начинают роспись с крупных цветовых пятен. Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого.
Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей - копыта, лапы). Кистью работайте свободно, поворачивая лист в разные направления. Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность. Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.
Продолжение самостоятельной работы - роспись игрушки под музыкальное сопровождение.
Итог.
Чтение стихотворения:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости сырей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.
Спасибо, за совместную творческую работу.
Литература:
1. Косминская В. Б. Халезова Н. Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей». Москва. Просвещение. 1999г. стр. 138.
2. Орлова Л. В. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Дымковская роспись.» Москва. Мозаика-Синтез. 2005г. стр. 16.
3. Рондели Л. Д. «Народное декоративно-прикладное искусство». Москва. Просвещение. 2000г. стр. 143.
4. Уткин П. И., Королева Н. С. «Народные художественные промыслы»