Нина Чайковская
Мастер-класс по рисованию «Мир вокруг нас. Деревья. Обучение рисованию дошкольников по алгоритмическим схемам»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер -класс
по рисованию
Тема: «Мир вокруг нас. Деревья. Обучение рисованию дошкольников по алгоритмическим схемам»
подготовительная группа
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»
Цели работы по алгоритму :
• создание образа или композиции по методу «Шаг за шагом»;
• развитие самостоятельности детей.
Задачи работы с детьми дошкольного возраста :
Публикация «Мастер-класс по рисованию „Мир вокруг нас, Деревья, Обучение рисованию дошкольников по алгоритмическим схемам“» размещена в разделах
• учить создавать рисунок по алгоритмическим схемам;
• учить работать с технологической картой;
• знакомить с технологическими операциями, порядком их выполнения при создании образа;
• формировать умения соблюдать последовательность создания образа или сюжета;
• формировать умения создавать образ или композицию по методу «Шаг за шагом»;
• овладевать отдельными технологическими операциями: разметка рисунка, создание наброска, прорисовка, штриховка, заливка цветом;
• развивать умения анализировать алгоритмическую схему последовательного изображения рисунка;
• применять усвоенные знания в самостоятельной, игровой и творческой деятельности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, способствующие художественному и эстетическому развитию детей, учитывая оснащенность и специфику наглядно – дидактического пособия, формы организации деятельности детей в процессе самостоятельной деятельности.
Содержание подборки тематики технологических карт выстраивается с учетом следующих принципов:
* Принцип комфортности : атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации.
* Опора на внутреннюю мотивацию: учитываются опыт ребенка и создание эмоциональной вовлеченности в творческий процесс, что способствует повышению заинтересованности и творчества.
* Принцип деятельности: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника к самостоятельным, от самого простого до заключительного,максимального сложного этапа создания образа.
*Принцип личностно- ориентированного взаимодействия предполагает создание в творческом самостоятельном процессе раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы.
Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно- творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое.
Перед детьми на стенде висит наглядная таблица, изображающая последовательность рисования образа определенного объекта. Педагог пошагово объясняет детям, как правильно изобразить предмет: с чего начать, что нужно дальше нарисовать, каким штрихом завершить свою работу… Эта процедура кажется сложной. Но ничего сложного в ней нет, наоборот, она упрощает технологию процесса практического действия в изобразительной деятельности, будь то рисование, лепка или аппликация. Это – алгоритм, схема в виде технологической карты, которая в настоящее время все активнее стала внедряться в дошкольную педагогическую практику.
Поэтапное рисование – это метод рисования, который позволяет создавать рисунок последовательно, по этапам, от простого к сложному. Для детей же поэтапное рисование- хорошее подспорье : во – первых, они учатся рисовать без ошибок, соблюдая определенный порядок действий, во – вторых, в процессе многократных тренировок у них вырабатывается алгоритм, который позволит в последствии самостоятельно безошибочно изображать многое и без схемы. Наконец, просто очень интересно и увлекательно следить, как из маленьких фигур и штрихов вырисовывается целый образ, причем неудачи случаются редко.
Актуальность.
Рисование –один из любимых видов детской деятельности. Большинство детей смело берутся за любые изобразительные материалы и рисуют. Однако у некоторых ребят рисование вызывает затруднение, и они обращаются за помощью к родителям, но многие взрослые чувствуют себя в такой ситуации беспомощно. А как хочется помочь маленькому человеку!
Не все взрослые умеют рисовать, поэтому не все могут правильно и грамотно научить ребенка изображать предмет или сюжет. На помощь современным педагогам в изобразительно – художественно деятельности приходят алгоритмы и технологические карты, которые необходимо использовать при обучении детей созданию определенных образов. Они помогают понять ребенку, как пошагово изобразить предмет либо самостоятельно создать сюжет.
Что такое алгоритм?
Алгоритм - это последовательность действий изображения предмета, которые должен выполнить воспитанник для достижения конкретной цели (результата).
Свойства алгоритмов : выделяются общие свойства, которыми обладает любой алгоритм :
• Дискретность – разбиение алгоритма на шаги, следующие в определенном порядке (поэтапное, пошаговое рисование).
• Однозначность – любое действие в алгоритме должно быть строго и четко оговорено (с чего начинаем рисовать, какую линию проводим, какой штрих наносим, какой мазок накладываем, в какой последовательности…).
• Конечность – каждое отдельное действие должно быть реально и выполнимо9 выполняем отдельное действие, закрашиваем, переходим к следующему шагу, этапу….).
• Результативность – получение результата после конечного числа шагов, предусматривающее все возможные варианты (заканчиваем изображение предмета, дорабатываем фон, наносим дополнительные детали, пожеланию создаем сюжетную композицию….)
Для эффективности обучения дошкольников рисованию используем в работе технологические карты с пошаговым показом алгоритмических схем техники рисования. Предложенные алгоритмы просты и рациональны. Схемы изображения стилизованы, но и совершенно очевидно обозначают конкретный предмет, а потому безошибочно узнаются детьми. Алгоритмы рисования позволяют выделить основные, существенные детали объекта и показывают как их можно передать на бумаге. Дети легко их усваивают.
Использование алгоритмических схем в работе с детьми в области «Художественно- эстетическое развитие» играет большое значение. Это своего рода палочка- выручалочка для педагога. технологические карты с пошаговым обучением по изобразительной деятельности могут использоваться в работе с детьми в процессе НОД, кружковой работы, самостоятельной игровой деятельности, а также в качестве наглядного дидактического материала для получения новых либо для закрепления ранее полученных знаний в области изобразительно – художественной деятельности.
Дидактический смысл заключается именно в том, что ребенок получает возможность действовать САМ, многократно повторять разнообразные практические технологические операции, действенно ощущать результаты своих умственных, речевых, творческих и практических усилий.
Удачной вам работы с детьми, уважаемые коллеги!