Анастасия Жуланова
Мастер-класс по формированию основ финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Курагинский детский сад № 15
Мастер – класс для педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Автор: Жуланова Анастасия Александровна
Должность : Воспитатель
Красноярский край, Курагинский район, посёлок Курагино
Тема мастер – класса : «Финансовая грамотность в ДОУ».
Публикация «Мастер-класс по формированию основ финансовой грамотности» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Цель: Ознакомление педагогических работников с основными видами деятельности в ДОУ по направлению финансовая грамотность.
Задачи:
- Формировать умение успешно реализовывать тему финансовой грамотности дошкольников в рамках ФГОС ДОО;
- Пробуждать интерес к финансовой грамотности через игры, решение задач;
- Предоставить рекомендации по выстраиванию работы с детьми дошкольного возраста.
Категория участников: Воспитатели детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Оборудование: Актовый зал, 4 стола, 20 стульев, доска, книги, игра «Монополия».
Предполагаемый результат: Педагогические работники (воспитатели) ознакомились с основными видами деятельности в ДОУ по направлению «Финансовая грамотность».
Ход мастер – класса
Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер- класса – это «Финансовая грамотность в ДОУ». В ходе работы я Вас познакомлю с основными видами деятельности в этом направлении.
С начала учебного года я открыла для себя новое направление - финансовая грамотность для детей дошкольного возраста. Проработав год, я могу поделиться своим опытом и дать рекомендации, как можно работать с детьми с малоизвестной нам темой.
Ведущий: Почему сейчас это направление актуально как в детских садах, так и в школах? Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Ведущий: Как Вы думаете, нужно ли обучать детей дошкольного возраста финансовой грамотности?
Ответы педагогов
Ведущий: Для начала, предлагаю разобраться, что же это все-таки такое - финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это навыки и знания, которые помогают человеку добиваться благополучия. Это умение управлять деньгами так, чтобы не влезать в долги и гарантировать обеспеченность. Но все ли умеют управлять своими деньгами? По статистики не каждый взрослый умеет управлять своими деньгами.
Послушав определение, мы можем сказать, что обучение финансовой грамотности необходимо начинать с дошкольного возраста, потому, что именно с дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с элементарными экономическими представлениями.
- Как вы думаете, где ребенок впервые сталкивается с такими понятиями как: заработная плата, дорого – дешево, деньги, стоимость, кредит, кредитная карта?
Ответы педагогов
Ведущий: Да, конечно же, это семья. Но не всегда из семьи идет правильное представление о деньгах и финансов в целом. Проработав год, я увидела, что негативное отношение родителей к деньгам сильно отражаются на представлении ребенка.
- Если мы возьмем понятие «кредит», что ребенок слышит дома о нем?
Ответы педагогов
Ведущий: Совершенно верно, от многих людей можно слышать : «как надоел этот кредит» и т. д., именно это и слышит ребенок, думая, что кредит это плохо.
- Как мы можем объяснить ребенку, что кредит это не так плохо, как говорят взрослые? Предлагаю разделиться на малые группы, поработать, и ответить на этот вопрос, какие есть идеи?
Работа в малых группах. Педагоги предлагают свои идеи.
Ведущий: Идей очень много, например, такая: Конечно, нам нужно объяснить ребенку, для каких целей берется кредит, можно ли его брать, потому, что просто «хочу»? Нужно объяснить ребенку, что кредит можно взять на очень необходимые вещи, например, захотели открыть магазин или аптеку, но нужно понимать, что банк эти деньги не подарил и их нужно возвращать, только суммами поменьше.
- Думаю, я Вам немного рассказала, как могут семейные понятия влиять на представления ребенка.
Ведущий: - А как выстраивать работу с детьми в таком, казалось бы сложном направлении? Ведь звучит финансовая грамотность совсем не «по- детски».
Предлагаю познакомиться с основными видами деятельности по обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста в направлении «Финансовая грамотность».
Базовые понятия сложные, но они встречаются на жизненном пути каждого человека, и чем раньше мы начнем формировать основы финансовой грамотности у детей, тем будет лучше для них и для нас.
Во ФГОС прописано, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, и мы все, конечно же, знаем об этом, поэтому без игры никуда. Предлагаю Вам сейчас поиграть в любимую игру детей, которая называется «монополия».
Ведущий рассказывает цель и правила игры, педагоги проигрывают
(Приложение 1)
Ведущий: Коллеги, поделитесь своими впечатлениями, интересно? На самом деле игр, которые направлены на развитие финансовой грамотности очень много. Не забываем и про сюжетно – ролевые игры, с помощью их дети могут узнать такие понятия, как : деньги, товар, цена, услуга, производитель, сдача, банковская карта, продавец и покупатель, доктор и пациент, а так же узнать новые профессии.
- Идем дальше. Все ли дети любят сказки?
Ответы педагогов
- Что можно донести до ребенка через прочтения сказки?
Ответы педагогов
- Конечно, в каждой сказке есть смысл, есть замысел, который мы доносим детям. Я предлагаю вам поработать с литературой, которая нам всем известна, и выявить главную мысль связанную именно с финансами.
Разделитесь, пожалуйста, на три команды по 4 человека. Названия книг: «Муха- Цокотуха», «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора». Я думаю, пяти минут будет достаточно.
Команды по очереди жеребьевкой выбирают книгу. Работа в командах
- Ну, что, коллеги, начнем с первой команды.
Команды делятся с главной идеей произведений
Ведущий: Какие черты характера мы можем воспитать у детей через народные сказки?
Ответы педагогов (хозяйственность, трудолюбие, бережливость, практичность и расчетливость)
Ведущий: Так же, для обучения экономике можно успешно использовать авторские сказки, список литературы вы можете посмотреть в консультации, которую я вам приготовила. (Приложение 2)
Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них – маленький рассказ, аккумулирующий многовековую мудрость.
Ведущий: Может кто-нибудь вспомнить пословицы или поговорки, связанные с экономикой?
Ответы педагогов
Ведущий: Да, на самом деле пословиц и поговорок очень много, которые так же несут в себе смысл.
- Простые поговорки, например:
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
- Денежки любят труд;
- Делано наспех – и сделано на смех;
- Деньги – дело наживное;
- Приобрел вещь – умей обращаться с ней;
Ведущий: Как думаете, могут ли дети порассуждать? Без первоначальных экономических представлений будет, конечно, тяжело, но есть мы, которые поможем понять смысл, ведь, я думаю, каждый ребенок хоть раз в жизни слышал поговорки и пословицы, но не знает их значения.
Ответы педагогов
Ведущий: Хорошо, а можем ли мы формировать основы финансовой грамотности через проблемные ситуации?
Ответы педагогов
Ведущий: Приведу пример:
- Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономики. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствием это приведет?
- Что случится, если все взрослые перестанут трудиться?
Ведущий: В ходе решения проблемных ситуаций дети учатся логически думать, приходить к результату, размышлять. Дети всегда с интересом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок. Список литературы я так же, для Вас приготовила. (Приложение3)
- И, конечно же, это беседы с детьми. В ходе беседы воспитатель прививает дошкольникам уважения к представителям разных профессий, ценности любого труда. Уже в 5-7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, строителями и пр. – можно просить их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать детям о богатых людях, которые всего добились именно свои трудом, подчеркивая, что для этого необходимо учиться в школе, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
Ведущий: Это направление объемное, неизученное именно в дошкольном образовании и очень интересное.
- Скажите, пожалуйста, какие качества с помощью этого направления можно развивать у детей?
Ответы педагогов
Ведущий: Я задавала вопрос в начале мастер – класса и хочу задать его сейчас, чтобы понять, как усвоилась информация о воспитании и обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста в ДОУ, и с помощью чего можно добиться этого.
- Нужно ли обучать детей дошкольного возраста финансовой грамотности? И для чего?
Ответы педагогов
Ведущий: На базе нашего ДОУ мы проводили большие мероприятия, с использованием денег (монет). В ходе наблюдения можно сказать, что базовых экономических представлений у большинства детей нет. Так как, в этом направлении мы работаем всего год, я думаю, что в следующем учебном году будут результаты, и это, конечно, тоже зависит от нас.
- Очень надеюсь, что сегодняшняя информация была интересной и полезной, а чтобы в этом убедиться, прошу Вас с помощью фломастера обозначить ту зону, в которую вы бы себя отнесли.
Педагоги оценивают на доске полученную информацию (Приложение 3)
Ведущий: Кто заинтересовался данным направлением, подходите за консультациями.
-Спасибо за присутствие и участие в моем мастер – классе!
Приложение 1
Чтение литературы.
Для обучения экономике можно успешно использовать авторские сказки:
- Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
- Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
- Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
- Чуковский К. И. «Муха – цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);
- Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
- Андерсен Г. Х. «Огниво», «Новое платья короля»;
- Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
- Михалков С. «Как старик голову продавал»;
- Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».
Из современных авторских произведений можно выбрать сказку Л. Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».
Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами. Также хороший материал для занятий – стихотворения : Михалков С. «А что у вас?»; Родари Д. «Чем пахнут ремёсла?»; Маршак С. «Откуда стол пришел?», «Как напечатали книгу?».
Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них – маленький рассказ аккумулирующий многовековую мудрость.
- Копеечка к копеечке – рубль набегает;
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
- Денежки любят труд;
- Делано на спех – и сделано на смех;
- Деньги – дело наживное;
- Приобрел вещь – умей обращаться с ней;
- Каждую крошку в ладошку.
Приложение 2
Проблемные ситуации
Примеры:
- Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономики. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствием это приведет?
- На молочном комбинате не знают точное кол-во детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много конфет, что на каждого ребенка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?
- Что случится, если все взрослые перестанут трудиться?
Дети всегда с интересом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок :
1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пеньке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалеку есть интересный дом, где можно вложить все свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям: о каком доме идет речь? Что такое сберегательный банк?
2. Карабас – Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас – Барабас заметил, что одежда имеет не привлекательный внешний вид – где-то оторвана пуговица, где – то пятно. И тогда он придумал ход : зачеркнул цену товара и написал новую – меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы: Что придумал Карабас – Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?
3. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный дом. Ниф-ниф утверждает, что из соломы – это дешевый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев – они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы: Какой материал самый дешевый? Какой самый прочный? Из чего можно было бы еще построить дом, если бы герои жили на севере.
4. Семеро козлят захотели помочь своей маме по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов, яблок – все сложили в кастрюлю добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковер, они стали по нему бегать, прыгать, кувыркаться и, конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил поведения домашнего хозяйства. Вопросы : Почему коза огорчилась? Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
5. Крестная Фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах, зазывая посетителей, другие - разместили объявления в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки – приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы: Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама?
Приложение 3
Оценивание семинара
Отметьте фломастером в той зоне, к которой вы себя отнесете