Ошарина Ольга
Мастер-класс для педагогов «Педсовет в форме деловой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов, пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.
Ход мероприятия.
Вед. : Дорогие педагоги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Педсовет в форме деловой игры“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
-Для начала давайте попытаемся стать ближе друг к другу, объединиться.
Игра «Встанем по двое».
Звучит музыка, все врассыпную двигаются по залу. Музыка останавливается, а ведущий называет число 2 (4,6) Все строятся парами (четверками, шестерками). Когда играющие разбились на шестерки, им предлагается этими группами занять места за столами.
Вед. : Вот и определились играющие команды. Для начала выберите капитана и придумайте название команд. Наша игра сегодня называется «Открытая книга». (Настало время писать «открытую книгу»).
Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат сигнальные флажки. Если вы знаете ответ, то прежде должны поднять флажок, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Данный вид ответа действенен в общем соревновании. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после поднятия флажка. Очки представляются в форме фишек.
Первая страница: «Устное народное творчество»
- два слайда: 1 – пустые страницы книги, 2 – перечислить устное народное творчество
Разминка:
1. Игра «Назови одним словом» :
Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
«Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» (Потешка)
«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица)
«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
2. Игра «Вспомни сказки» :
- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят»)
- О ветеринаре. («Доктор Айболит»)
- Об общежитии для зверей. («Теремок»)
- О хлебобулочном изделии. («Колобок»)
- О деревянном мальчике. («Буратино»)
- О трудолюбивой девочке. («Золушка»)
Вторая страница: «Задачи по ознакомлению с художественной литературой». (2 слайда – пустой и с перечисленными задачами)
- Каждой возрастной группе соответствуют свои задачи по ознакомлениюс художественной литературой. Перечислите задачи, соответствующие возрасту детей второй младшей группы, средней группы, старшей группы (6 лет, старшей группы (7 лет) в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. (Каждая команда выбирает жетон, на котором написан возраст группы)
Вторая младшая группа. Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные Программой для первой младшей группы. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Средняя группа. Продолжать регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им. используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым. Е. Чарушиным.
Старшая группа (6 лет). Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Старшая группа (7 лет).Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников;
Третья страница: «Литературные произведения»
- Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения? (4 слайда – литература по возрастам)
На слайде перечислены литературные произведения:
А. Барто «Девочка-ревушка»,Е. Чарушин «Волчишко»,К. Паустовский «Кот-ворюга», Бажов П. П., «Серебряное копытце»,р. н. с. «Лисичка со скалочкой»,К. Чуковский «Федорино горе»,И. Бунин. «Первый снег», н. с. «Крылатый, мохнатый да масляный»,Н. Носов «Живая шляпа
1. З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)
2. р. н. с. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я. Тайц «По грибы»,К. Чуковский «Федорино горе», З. Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик»(средняя)
3. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало.», (Ф. Тютчев «Зима недаром злится.»; А. Барто «Веревочка», р. н. с. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; р. н. с. «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толстого «Заяц-хвастун», Л. Толстой. «Косточка»,К. Паустовский «Кот-ворюга» (старшая (6 лет)
4. Н. Носов «Живая шляпа», ненецкая сказка «Айога», р. н. с. «Хаврошечка», Бажов «Серебряное копытце», Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая (7 лет)
Четвертая страница: «Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой». (3 слайда)
- Перечислите приемы словесного метода ознакомления детей с художественной литературой; практического; наглядного.
(Словесный - чтение произведений, беседа по произведению, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения,заучивание наизусть,выразительное чтение,прослушивание грамзаписи.
Практический - элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность.
Наглядный - показ и рассматривание иллюстраций, картинок, игрушек, элементы инсценировки, движение пальцами, руками, схемы, алгоритмы, просмотр видеофильмов, диафильмов, оформление выставки.)
Пятая страница: «Конкурс пародистов»
- Произнести предложенные фразы, подражая тембру голоса героя (по одному человеку от каждой команды; фразы написаны на листах, которые представители вытягивают сами)
1. Баба-яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец, — дело пытаешь или от дела лытаешь?»;
2. Царевна Лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный?»
3. Лиса: ««Какая славная песенька! Но ведь я, колобок,стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок, погромче!»
4. Коза: «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечкаво сыру землю!»
5. Машенька: «Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
6. Колобок: «Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен, по сусеку метен,
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, не хитро уйти!»
7. Заяц: «Никого я не боюсь! Вот не боюсь нисколько, и всё тут. И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!»
8. Ниф-Ниф: «Хоть полсвета обойдешь,
Обойдешь, обойдешь,
Лучше дома не найдешь,
Не найдешь, не найдешь!»
Шестая страница "Вспомни и назови»
Вед. : Определите название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
1. …Ну так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях и отце
В государевом дворце…
(П. П. Ершов «Конек-горбунок»)
2. …Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер…
(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)
3. Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал - ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание, потом взял тарелку, и быстро выплеснул кашу на улицу в окно… .
(В. Драгунский. «Тайное становится явным»)
4. В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит, полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно. Поглядел Кокованя на девчоночку и спрашивает:… (П. П. Бажов «Серебряное копытце»)
Седьмая страница: «Кто больше?» (4 слайда)
Вед. : Кто больше назовёт детских художественных произведений, написанных К. И. Чуковским, Н. Носовым, Бианки В. ,С. Я. Маршаком.
(записать на бумаге, авторы написаны на листах, которые представители вытягивают сами, время - 1 минута).
К. И. Чуковский- Айболит, Бармалей, Краденое солнце, Крокодил, Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Приключения Бибигона, Путаница, Собачье царство, Тараканище, Телефон, Топтыгин и Лиса, Федорино горе, Чудо- дерево.
Н. Носов – Живая шляпа, Мишкина каша, Приключения Незнайки и его друзей, Фантазеры, Клякса, Автомобиль, Федина задача, Леденец, Саша, Заплатка, Карасик, Три охотника, Затейники, Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на Луне.
БианкиВ. В. - «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?», «Лесная газета», «Лис и мышонок»
С. Маршак - «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете»
Девятая страница: «Домашнее задание «Аукцион пословиц».
Вед. : Кто больше знает пословиц о книге и чтении.
Подведение итогов «Деловой игры».
(подсчитать очки, жюри объявляет результаты)
Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном и воспитательном процессе детского сада и семьи, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой. На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницей, ведущей к вершинам образованности.