Лобкова Елена Сергеевна
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
-дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности и возможности применения их на практике.
-развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Публикация «Мастер-класс „Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками“» размещена в разделах
Оборудование: вода, кока-кола, сода, вода, бумага, одноразовые стаканчики, салфетки, молоко, пищевые красители, газированная вода.
Ход мастер класса:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мой мастер-класс посвящен теме :
«Опытно-экспериментальная деятельность - как средство развития любознательности детей дошкольного возраста» и мне хочется начать с
свой мастер-класс с китайской пословицы:
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Чем разнообразнее и интереснее опытно-экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается, так как после каждого опыта и эксперимента мы с детьми сравниваем, делаем, выводы, обобщаем. Экспериментальная деятельность стимулирует познавательную активность и любознательность.
Конечно, мы все применяем в своей работе опытно-экспериментальную деятельность, проводим опыты с водой, воздухом, бумагой и т. д. Но хочется разнообразить эту деятельность, удивить детей. Для этого можно проводить в первую очередь безопасные, интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду.
С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.
1. Опыт «Волшебство аленьких цветочков»
Для эксперимента следует вырезать из бумаги цветок с длинными лепестками, затем с помощью карандаша закрутить лепесток к центру - сделать завитушки. Теперь опустите ваши цветы в емкость с водой (таз, суповую тарелку). Цветки оживают у вас на глазах и начинают распускаться. Вывод: бумага намокает и становится тяжелее.
2. Опыт «Воздух помогает рыбам плавать»
Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.
Опыт : Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.
3. Опыт с кока-колой.
Кока-колу налили в стакан, добавили в нее чайную ложку соды, размешали и увидели, что при таком взаимодействии кока-кола выливается из стакана как вулкан.
Вывод: при реакции кока-колы и соды, содержащейся во всех кондитерских изделиях в желудке получается «пищевой взрыв»
4. Опыт «Цветные узоры на молоке»
Материалы: Молоко, пищевые красители, ватная палочка, мыльный раствор
Ход опыта : молоко разлить по тарелкам, добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться.
Вывод: жидкость для мытья с посуды вступает в реакцию с молоком и краски сами начинают перемешиваться).
Вывод: в экспериментировании ребенок должен не просто наблюдать, он должен практически действовать с объектом. И только в практическом действии можно понять истинные качества и свойства предмета или явления.
Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.
Уважаемые коллеги, надеюсь, что мастер-класс вам понравился и вы будете вместе с детьми проводить такие же и другие опыты, эксперименты с различными материалами.
Спасибо за внимание!