Сабина Пенжалиева
Мастер-класс для родителей «Обереговая кукла «Зайчик на пальчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - Класс - Обереговая Кукла ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК Совместное творчество родителями и педагогами и детьми.
Цель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами.
Задачи:
- привлекать внимание к русской культуре
- заинтересовать разнообразием обрядовых кукол и оберегов, и их назначением в русском быту
- познакомить с простейшими приемами рукоделия
Публикация «Мастер-класс для родителей „Обереговая кукла „Зайчик на пальчик“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Кукла Зайчик на пальчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- изготовить самостоятельно игровую куклу по традиционной технологии
- развивать мелкую моторику рук
Материалы и оборудование:
План-конспект мастер-класса.
Презентация.
Образцы игровой куклы.
Материалы для практической работы: заранее заготовленные лоскуты ткани 10х20 см, набивочный материал (вата, красные нитки
Теоретическая часть. Заставка
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.
Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Куклы, обнаруженные в Древнем Египте, относятся к бронзовому веку. Это уже именно игрушки, хотя и очень условные, преимущественно плоские, лишенные ног и скругленные в нижней части туловища.
Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков, надежды на урожай
Куклы, найденные в Греции, уже имели уже подвижные суставы, иногда настоящие волосы, тщательно выточенные конечности.
Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы. Если не останавливаться сейчас на сугубо ритуальной функции кукол (в этом качестве их использовали в Древнем Египте, Греции и Риме, то нужно выделить два аспекта - сакральную и игровую роли, которые на первых порах были почти неотделимы друг от друга.
А потом кукол совсем запретили. По средневековым церковным представлениям кукла была идолом, поэтому ее производство было запрещено (хотя сохранились свидетельства об английских деревянных куклах XIV в., созданных на заказ). Да и играть детям было особенно некогда - большинство из них были попросту лишены детства, поскольку уже с 5-6 лет работали наряду со взрослыми.
Судя по образцам европейской кукольной продукции XV–XVI вв., хранящимся в различных европейских музеях, в основном изготовлялись раскрашенные деревянные куклы — достаточно условные и примитивные. И вплоть до XVIII в. даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Дорогих кукол делали на заказ и наряжали их в модные наряды.
Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины, высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор.
Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.
В Лондонском музее сохранился прекрасный экземпляр кукол 17 века- леди Клэпхем и лорд Клэпхем. Куклы имею завидный гардероб повседневной и праздничной одежды.
Демонстрация кукол осуществлялась путем совершения путешествий по всем европейским странам. Этим путешествиям придавалось такое значение, что были случаи прекращения сражений для того чтобы пропустить Пандор. Буквально все королевские дома Европы были обладателями таких модных кукол. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен. До середины XIX столетия куклы представляли собой разряженных дам. После того как появились модные журналы с картинками, интерес взрослых к куклам-модницам пропал, и куклы целиком и полностью перешли в мир детской игры.
Французы стали прославленными мастерами по части механических кукол, которые уже в XVII веке могли двигаться и издавать звуки, а в XVIII даже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное.
Прогресс не стоял на месте и в конце 19 века появляются шарнирные куклы. Эти куклы могли принимать уже разнообразные позы и к кукольным аксессуарам добавилась мебель.
А что же с российской кукольной историей? Самые первые куклы делались на Руси из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. Обрядовая кукла — не игрушка. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже — кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Давая ребенку куклу-бревнышко, "стригушку" (изготовлялась из стриженой травы) или "вепсскую куклу" (сворачивалась из старой одежды матери, мать давала ему игрушку и оберег одновременно. Недаром при изготовлении вепсской куклы, которая клалась в колыбель ребенка еще до его рождения, не использовали ни ножниц, ни иголки, чтобы жизнь ребенка была "не колотой и не резаной".
Россия долго была лишена кукольного изыска - вплоть до XVIII в., пока в страну не стали завозить фарфоровые диковинки из Европы. Эти куклы были настолько дорогими, что детям из царской семьи они попадали в руки только по праздникам. Будущие великие княгини мастерили игрушки сами : пришивали заграничные фарфоровые головки к мягким самодельным нарядам. Появившиеся в это время куклы из фарфора стоили огромных денег, поскольку фарфор был открыт совсем недавно и ценился очень высоко.
Так что их сверстницы из народа довольствовались целиком тряпичными куклами. Как правило, такие куклы набивались соломой, опилками, листьями, перьями, лоскутками ткани, оставшимися у матери после работы над взрослой одеждой и т. д., а одежда кукол в общих чертах повторяла одежду людей, создавших ее. Черты лица вышивались либо наносились чернилами и раскрашивались природными красителями - чаем, ягодным соком или соком листьев.
Из-за войн и революций хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок и производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось. В Советские годы для кукол вновь настали "средние века". Куклы были объявлены "буржуазным пережитком". В1920-х гг. в Советском Союзе запрещается кукла. Ее изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся и приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное право на игру с куклой! В годы нэпа игрушки изготавливали в артелях, ассортимент кукол узок и беден, но в 30-е гг. кустарное производство сошло на нет. Кукольные фабрики зациклили на целлулоидных пупсов. Первых пупсов из целлулоида в СССР начали производить вслед за Европой. Но на Западе быстро поняли, что этот материал для игрушек не подходит. В Союзе куклы из этого материала выпускались вплоть до 1980 годов. В 1948 г. был объявлен конкурс на новые образцы игрушек. Артель имени 8 марта подготовила серию, в которой куклы имели не имена, а специализацию: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Школьница» и т. п. Именно их и отдали в тираж.
В 1949-1950 годах наладилось производство кукол из прессованных опилок. Ими набивали голову и туловище. Кукол набивали, грунтовали и проклеивали лаком. Поэтому игрушка была очень тяжелая, и с ней нужно было аккуратно обращаться, иначе из нее посыпались бы опилки. Обязательным атрибутом любого приличного магазина игрушек были игрушки в национальных костюмах народов СССР.
В 1970 г. в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий. Хотя все они заказывали образцы в Институте игрушки, в готовой кукле уже нельзя было узнать образец. Вместо добродушных пупсов получались холодные и рациональные игрушки. Поэтому некоторые психологи считают, что поколение девочек 70-80 гг. так и не почувствовали себя в роли настоящих «мам».
У всех девочек в 70-80 годы пределом мечтаний были куклы производства ГДР.
В 90-х, российские дети познакомились с куклой Барби. На Западе дети узнали о ней раньше. Первая в мире кукла Барби появилась на свет в 1959 году. Изобретательница самой известной в мире куклы бизнесвумен из Колорадо Рут Хандлер назвала Барби в честь своей дочери Барбары. Первая Барби была продана всего за 3$, а её гардероб включал полосатый чёрно-белый купальник. Постепенно Барби начала обзаводиться собственным имуществом: нарядами, домами, автомобилями, посудой, домашними животными и прочими материальными ценностями, олицетворяя собой американскую мечту. В настоящее время существует 150 разновидностей куклы Барби.
Последние годы особой популярностью пользуются коллекционные портретные куклы Барби.
Пару десятилетий назад, когда первые скульпторы в этом направлении начали создавать виниловых кукол, очень похожих на младенцев, появилось искусство Реборн. Куклы реборн изготавливаются полностью вручную. Художник тщательно расписывает части тела куклы, придавая им оттенки натуральной кожи ребенка, прорисовывая складочки, венки, пятнышки. Для этого используются специальные акриловые или масляные краски. Чтобы сделать реборнов максимально реалистичными, недавно появились технологические устройства, которые имитируют дыхание и биение сердца. Как вы понимаете, стоимость куклы реборн достаточно высока и может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Изготовление занимает одну-две недели и больше, в зависимости от сложности, требует природного таланта и длительной практики. Поначалу, эти куклы были доступны для узкого круга коллекционеров. Спустя время, реборны стали повальным увлечением для многих людей по тем или иным причинам, в особенности в Европе. Из года в год куклы младенцы завоевывают сердца миллионов по всему миру, шокируя, ужасая, потрясая, но, не оставляя равнодушными.
Сегодня куклы доступны детям. Их выпускают миллионами, похожими друг на друга, как сестры в индийских мелодрамах. Они дешевые и практичные: их легко разобрать, но сложно разбить. Но они лишены особенности, которой обладали их прабабки с незапамятных времен, - уникальности.
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла.
Кукольное искусство в настоящее время переживает второе рождение. Именно сейчас оно обретает небывалую популярность. В советские времена кукольное искусство в Росси просто перестало существовать, однако с 1997 года начинается новый этап его развития, который характеризуется расцветом кукольного искусства и его отличного качества, которое является признанным практически во всем мире.
Кукла - это важный элемент в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую ауру куклы. Создание куклы позволяет как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее. И сегодня у вас есть возможность окунуться в этот сказочный мир кукол и вписать в эту кукольную историю свою неповторимую страничку. Желаем вам творческих успехов.
Роль игровой и обереговой куклы в жизни ребенка.
- Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим об обрядовых и игровых куклах. В далекие времена, когда жили наши предки, куклы нужны были не только детям, а особенно девочкам, но и взрослым. Куклами-оберегами украшали интерьер дома, с ними играли дети. Они всегда были очень сильными помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.
Просмотр презентации.
- Мы с вами посмотрели презентацию, узнали много нового об истории кокол, об обереговых куклах, о том как их изготавливали. А сейчас мы вам предлагаем самим сделать обереговую куколку «зайчик на пальчик». Пусть, вместе с таким маленьким другом вам никогда не будет страшно и одиноко.
Практическая часть.
Изготовление традиционной обрядовой игровой куклы «Зайчик на пальчик».
Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.