Получи документы

Мастер-класс «Нейроигры для развития речи дошкольников»

Светлана Изюмова
Мастер-класс «Нейроигры для развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Нейроигры для развития речи у дощкольников»

Выполнила: воспитатель Изюмова С. В.

Добрый день, уважаемые коллеги» Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе «Нейроигры для развития речи дошкольников»

Публикация «Мастер-класс „Нейроигры для развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью. Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении образовательных программ любой сложности.

Теория межполушарного взаимодействия- междисциплинарная система

взглядов о закономерностях, механизмах, этапах и формах протекания многогранных коммуникаций человека. С середины XX века проблема межполушарных взаимодействий стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.

На данный момент установлено, что левое полушарие у людей отвечает за абстрактно-логическое мышление: способность планировать, аналитически рассуждать, оперировать понятиями, устанавливать связь между объектами и системами, обрабатывать и систематизировать полученную информацию, составляя все компоненты в единое целое, преобразуя все сигналы в речевую и письменную структуру, способность прогнозировать и предвидеть ситуации. Математико- вычислительные функции, лингвистические способности локализуются так же преимущественно в левом полушарии.

Правое полушарие же отвечает за конкретно - чувственное восприятие. Способность синтетически - целостно воссоздавать картину мира, при этом параллельно сравнивать имеющиеся параметры. Ощущение и познание разнообразных раздражителей, решение задач с условиями понимания слов и ассоциативной связи с внешней средой.

Правое полушарие отвечает за эмоциональность, музыкальные и

художественные способности; ориентацию в пространстве; обработку большого количества информации, а также за интуицию; воображение, за левую половину тела.

Левое полушарие отвечает за логику, память; абстрактное, аналитическое

мышление; анализ информации, за правую половину тела.

Зачем развивать оба полушария головного мозга?

Левое полушарие мыслит логически. Правое – помогает создавать новое,

генерировать идеи, интегрировать.

Можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом

ничего нового не придумать.

А можно быть творцом, сыпать идеями и ни одну из них не реализовать из-за

непоследовательности своих действий.

И те и другие – «однополушарные» люди.

Какое полушарие является ведущим у вас, можно определить тестом.

Для развития межполушарных связей прибегают к различным упражнениям,

которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику»

На взаимодействие межполушарных связей положительно влияют:

• кинезиологические упражнения;

• самомассаж;

• дидактические задания;

• дыхательные упражнения;

• прослушивание классической музыки;

• творческие задания;

• пальчиковая гимнастика;

• логоритмика.

Упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге

образуются новые нервные клетки. Большое количество этих клеток ведёт к

повышению возможностей интеллекта.

Они повышают концентрацию, помогают восстанавливать нейронные связи;

уравновешивают настроение, улучшают моторику, укрепляют физическое здоровье.

Приглашаю сейчас 2 педагогов для ознакомления с пособиями для нейроигр, которые через несколько минут расскажут для чего и как их можно использовать.

Как определить, что у ребенка слабо сформированы межполушарные

связи?

Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие

происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое. Родители и педагоги могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным

признакам: ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст; он с трудом описывает ситуацию по картинке; не может адекватно оценивать эмоции других людей; пишет буквы в зеркальном отражении; часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно; испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми; затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора; у ребенка может меняться ведущая рука. В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.

Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи

небольшого теста. Попросите его завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3, кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение.

Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.

Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами, патологиями мозолистого тела.

Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга.

Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества. От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.

Давайте и мы с вами поиграем.

Основа развития межполушарных связей – кинезиологические

упражнения. Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и поддержании физического здоровья через двигательные упражнения.

Упражнения: «Колечко», «Коза и корова», «Кулачок – ребро – ладошка»

(1 Кулак, 1 ладошка.

Ты поменяй скорей их, крошка!

Вот ладошка и кулак,

Теперь быстрее делай так!

Лягушка

Лягушка хочет в пруд.

Лягушке скучно тут!

Ладушки

Мы играли в ладушки

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем,

И опять играть начнем_ и многие другие.

Улучшить взаимодействие между полушариями поможет рисование обеими

руками. Существуют специальные прописи с игровыми заданиями, в которых нужно раскрашивать, штриховать, обводить рисунки левой и правой рукой поочередно или одновременно. Они помогают синхронизировать работу глаз и рук, улучшить координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также подготовит дошкольников к обучению в школе.

Встанем по кругу, друг за другом, нарисуем какую-нибудь фигуру другу на спине. Он нарисует эту фигуру следующему и т. д. Игра по принципу «Глухого телефона» : если к 1 нарисовавшему дойдет та же фигура, то все молодцы! А можно поиграть, рисуя предмет на заданный звук или тему, потом отгадывать.

А сейчас поиграем в игру с мячом «Я знаю пять.» (названий цветов, имен девочек, предметов мебели, названий посуды, овощей, фруктов и т. д.). Когда движение сочетается с речью, произносимой одновременно с движением, то идет развитие межполушарных связей. Не даром, когда ребенок учит стихи, полезно ходить по комнате, произнося на каждый шаг слово. Еще игры с мячом в парах можно использовать при автоматизации поставленного звука. Произнося чистоговорки, предаем мяч из рук в руки, или перекладывая из одной руки в другую. Можно использовать и массажные мячи и су-джок. (На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора)

Игра «Попробуй, повтори!».

Танец

1. Смотрим вдаль из -под руки

2. Рука как у школьника, уголок

3. Лезгинка

4. Гладим живот, хлопаем по голове.

Молодцы!

Следующее упражнение-игра «Фокусники». Стаканчики и шарики нужны для этой игры. 2 педагога попробуют без помощи рук составить стаканчики друг в дружку, стопочкой.

Давайте предоставим слово нашей фокус-группе. Расскажите, в какие нейроигры для развития межполушарного взаимодействия можно играть, используя данные пособия? (Выступление педагогов)

Межполушарное взаимодействие в процессе психической деятельности – одна из важнейших характеристик человека как вида. Вместе с речью, прямохождением, сознанием они стали толчком к эволюции. Взаимодействие полушарий обеспечивает психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность, предопределяет общее развитие, обучаемость и интеллект. Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе.

Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание. При наличии выраженных симптомов коррекцию слабости межполушарных связей лучше доверить специалистам: нейропсихологам и неврологам.

Спасибо за внимание и активное участие в мастер-классе! Прошу вас обеими руками одновременно написать в воздухе цифру-оценку моему мастер-классу от 1 до 5. Спасибо за обратную связь!

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Аудио-задания для развития речи дошкольниковАудио-задания для развития речи дошкольников Современного человека окружают современные предметы, гаджеты. Никого уже не удивить смартфоном, планшетом, ноутбуком, плеером, размером.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Нейроигры для развития мышления и межполушарных связейНейроигры для развития мышления и межполушарных связей Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2)Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Нейроигры для развития речи дошкольников»
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 11:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Нейроигры для развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Изюмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД