Светлана Изюмова
Мастер-класс «Нейроигры для развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Нейроигры для развития речи у дощкольников»
Выполнила: воспитатель Изюмова С. В.
Добрый день, уважаемые коллеги» Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе «Нейроигры для развития речи дошкольников»
Публикация «Мастер-класс „Нейроигры для развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью. Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении образовательных программ любой сложности.
Теория межполушарного взаимодействия- междисциплинарная система
взглядов о закономерностях, механизмах, этапах и формах протекания многогранных коммуникаций человека. С середины XX века проблема межполушарных взаимодействий стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.
На данный момент установлено, что левое полушарие у людей отвечает за абстрактно-логическое мышление: способность планировать, аналитически рассуждать, оперировать понятиями, устанавливать связь между объектами и системами, обрабатывать и систематизировать полученную информацию, составляя все компоненты в единое целое, преобразуя все сигналы в речевую и письменную структуру, способность прогнозировать и предвидеть ситуации. Математико- вычислительные функции, лингвистические способности локализуются так же преимущественно в левом полушарии.
Правое полушарие же отвечает за конкретно - чувственное восприятие. Способность синтетически - целостно воссоздавать картину мира, при этом параллельно сравнивать имеющиеся параметры. Ощущение и познание разнообразных раздражителей, решение задач с условиями понимания слов и ассоциативной связи с внешней средой.
Правое полушарие отвечает за эмоциональность, музыкальные и
художественные способности; ориентацию в пространстве; обработку большого количества информации, а также за интуицию; воображение, за левую половину тела.
Левое полушарие отвечает за логику, память; абстрактное, аналитическое
мышление; анализ информации, за правую половину тела.
Зачем развивать оба полушария головного мозга?
Левое полушарие мыслит логически. Правое – помогает создавать новое,
генерировать идеи, интегрировать.
Можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом
ничего нового не придумать.
А можно быть творцом, сыпать идеями и ни одну из них не реализовать из-за
непоследовательности своих действий.
И те и другие – «однополушарные» люди.
Какое полушарие является ведущим у вас, можно определить тестом.
Для развития межполушарных связей прибегают к различным упражнениям,
которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику»
На взаимодействие межполушарных связей положительно влияют:
• кинезиологические упражнения;
• самомассаж;
• дидактические задания;
• дыхательные упражнения;
• прослушивание классической музыки;
• творческие задания;
• пальчиковая гимнастика;
• логоритмика.
Упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге
образуются новые нервные клетки. Большое количество этих клеток ведёт к
повышению возможностей интеллекта.
Они повышают концентрацию, помогают восстанавливать нейронные связи;
уравновешивают настроение, улучшают моторику, укрепляют физическое здоровье.
Приглашаю сейчас 2 педагогов для ознакомления с пособиями для нейроигр, которые через несколько минут расскажут для чего и как их можно использовать.
Как определить, что у ребенка слабо сформированы межполушарные
связи?
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие
происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое. Родители и педагоги могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным
признакам: ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст; он с трудом описывает ситуацию по картинке; не может адекватно оценивать эмоции других людей; пишет буквы в зеркальном отражении; часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно; испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми; затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора; у ребенка может меняться ведущая рука. В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.
Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи
небольшого теста. Попросите его завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3, кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение.
Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.
Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами, патологиями мозолистого тела.
Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга.
Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества. От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.
Давайте и мы с вами поиграем.
Основа развития межполушарных связей – кинезиологические
упражнения. Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и поддержании физического здоровья через двигательные упражнения.
Упражнения: «Колечко», «Коза и корова», «Кулачок – ребро – ладошка»
(1 Кулак, 1 ладошка.
Ты поменяй скорей их, крошка!
Вот ладошка и кулак,
Теперь быстрее делай так!
Лягушка
Лягушка хочет в пруд.
Лягушке скучно тут!
Ладушки
Мы играли в ладушки
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем,
И опять играть начнем_ и многие другие.
Улучшить взаимодействие между полушариями поможет рисование обеими
руками. Существуют специальные прописи с игровыми заданиями, в которых нужно раскрашивать, штриховать, обводить рисунки левой и правой рукой поочередно или одновременно. Они помогают синхронизировать работу глаз и рук, улучшить координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также подготовит дошкольников к обучению в школе.
Встанем по кругу, друг за другом, нарисуем какую-нибудь фигуру другу на спине. Он нарисует эту фигуру следующему и т. д. Игра по принципу «Глухого телефона» : если к 1 нарисовавшему дойдет та же фигура, то все молодцы! А можно поиграть, рисуя предмет на заданный звук или тему, потом отгадывать.
А сейчас поиграем в игру с мячом «Я знаю пять.» (названий цветов, имен девочек, предметов мебели, названий посуды, овощей, фруктов и т. д.). Когда движение сочетается с речью, произносимой одновременно с движением, то идет развитие межполушарных связей. Не даром, когда ребенок учит стихи, полезно ходить по комнате, произнося на каждый шаг слово. Еще игры с мячом в парах можно использовать при автоматизации поставленного звука. Произнося чистоговорки, предаем мяч из рук в руки, или перекладывая из одной руки в другую. Можно использовать и массажные мячи и су-джок. (На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора)
Игра «Попробуй, повтори!».
Танец
1. Смотрим вдаль из -под руки
2. Рука как у школьника, уголок
3. Лезгинка
4. Гладим живот, хлопаем по голове.
Молодцы!
Следующее упражнение-игра «Фокусники». Стаканчики и шарики нужны для этой игры. 2 педагога попробуют без помощи рук составить стаканчики друг в дружку, стопочкой.
Давайте предоставим слово нашей фокус-группе. Расскажите, в какие нейроигры для развития межполушарного взаимодействия можно играть, используя данные пособия? (Выступление педагогов)
Межполушарное взаимодействие в процессе психической деятельности – одна из важнейших характеристик человека как вида. Вместе с речью, прямохождением, сознанием они стали толчком к эволюции. Взаимодействие полушарий обеспечивает психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность, предопределяет общее развитие, обучаемость и интеллект. Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе.
Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание. При наличии выраженных симптомов коррекцию слабости межполушарных связей лучше доверить специалистам: нейропсихологам и неврологам.
Спасибо за внимание и активное участие в мастер-классе! Прошу вас обеими руками одновременно написать в воздухе цифру-оценку моему мастер-классу от 1 до 5. Спасибо за обратную связь!