Ольга Агеенко
Мастер-класс «Эксперименты — это познавательно и увлекательно»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер-класса : “ Эксперименты - это познавательно и увлекательно”.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица.
Цель мастер-класса : Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с подручным материалом.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Вступление.
Публикация «Мастер-класс „Эксперименты — это познавательно и увлекательно“» размещена в разделах
Уважаемые родители, мы сегодня с вами собрались поэкспериментировать. Сделать всем вместе интересные опыты и в конце посмотреть, что же получилось.
Цель нашего экспериментирования показать, какие опыты из подручного материала можно провести дома с детьми. И показать, что детство – это радостная пора открытий.
Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, так как он получает от этого удовольствие.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность ребенка, протекающая в форме опытно – экспериментальных действий.
В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащает их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Уважаемые родители, хочу обратить ваше внимание, что ходе проведения экспериментов могут проводиться опыты с использованием опасных веществ, не забывать о правилах безопасности в работе с детьми.
Ход мастер-класса.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
1. Шарик в бутылке.
Берем две бутылки, два не надутых шарика. В бутылке делаем маленькую дырочку (отверстие). Натянуть шарик и опустить его в бутылку.
Предложить провести соревнование: кто быстрее надует шарик внутри бутылки.
Вывод: шарику надо место, а в бутылке воздух, шарику надуваться некуда. Чтобы получилось надо сделать дырочку в дне бутылке, через которую будет выходить лишний воздух.
Материал: бутылка, шарик, иголка.
2. Без помощи рук.
Возьмите воздушный шарик и стакан на четверть наполненный водой. Попробуйте перенести стакан с водой к другому краю стола, не дотрагиваясь до него руками.
Как это удалось сделать? (Вложили шарик в стакан и надули его так, чтобы он плотно прилегал к внутренним стенкам стакана. Зажали отверстие шарика, что бы из него не выходил воздух, и перенесли его в другое место)
Материал: шарик, стакан, вода.
3. Получение нового цвета.
В процессе этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.
Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.
Материал: три стакана, пищевые красители, две салфетки, перчатки.
4. Цветная вода.
Из цветной бумаги клеим разноцветные дорожки. В прозрачный стакан набираем воду, ставим его на дорожку и проводим в вдоль нее. Смотрим в стакан с водой, как она становится разноцветной.
Материал: цветные дорожки, стакан, вода.
5. Извергающийся вулкан
В отверстие «вулкана» насыпаем соду, добавляем 1 ложку моющего средства и 1ложку красной краски, потом все это заливаем лимонной кислотой с водой.
Материал: макет вулкана из фольги, сода (2 ст. ложки, лимонная кислота,
1 ложка красной краски, 1 ложка жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился, вода, перчатки.
Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных ситуациях.
6. Куда делись чернила? Превращения
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
Материал: пузырек с водой, чернила или тушь, активированный уголь, перчатки.
7. Карандаши.
Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия, почти не будет.
Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Материал: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны. Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации.
Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые родители, надеюсь, что вы узнали, что- то новое для себя и будете вместе со своими детьми проводить экспериментально-поисковую деятельность с различными материалами.
Рефлексия.
Родители делятся своими впечатлениями мастер - класса.
Сегодня мы с вами поделимся впечатлениями о нашем мероприятии.
У нас есть чемодан, перед вами лежит одежда разного цвета.
Соберем чемодан с одеждой, красная символизирует то, что вы хотите взять с собой, поделиться с друзьями, будете использовать с детьми, зеленая - возьмете отдельные элементы, синяя воздержитесь в своих эмоциях о коллективном мероприятии, или ожидали большего.
Я попрошу вас подобрать магнитики того цвета какую одежды вы выберите.
Спасибо за сотрудничество!
На заметку
Внимание малышей привлекает все яркое и необычное – например, радуга на небе. Как отчетливо видны ее цвета! Но это редкое удовольствие – невозможно ведь заказать подобное «шоу». Для возникновения радуги одновременно должны идти дождь и светить солнце. Но можно сделать собственную маленькую радугу – из четырех цветов – у себя дома, в стакане воды. И, конечно же, независимо от погоды. Что же нам понадобится для домашнего эксперимента для ребенка? Надо приготовить 5 стеклянных стаканов; 10 ст. л. сахара, насыпанных в одну емкость (сахарница вполне подойдет); 4 баночки с разведенной заранее пищевой краской 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий); воду; шприц без иглы; чайную и столовую ложки. Итак, начинаем.
Эксперимент для детей
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Объяснение опыта для детей
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
«Хроматография цвета»
Смешать цвета легко, а можно ли наоборот, разделить? Попробуем! Нам понадобятся: стакан с водой, салфетка, фломастеры. На салфетке, отступив от края, рисуем фломастером полосу. Опускаем край салфетки в стакан с водой, так, чтобы не намочить полосу от фломастера. Достаём салфетку и подвешиваем вертикально.
Наблюдаем, что происходит.
Этот опыт у нас более удачный. Интересно наблюдать как вода, поднимаясь по салфетке, «тащила» за собой краску. По ходу краска раскладывалась на несколько цветов. На фото не очень видно. Зелёный у нас разложился от желтого до синего. В синем мы разглядели и розовый, и сиреневый, и зелёный. В коричневом неожиданно проявилась синяя полосочка.
Даше данное занятие понравилось больше всего. Она ещё долго сама рисовала полоски на салфетках, мочила и наблюдала, что получается.
Волшебный шарик.
Надуй шарик газом, полученным из дрожжей.
Материал: пакетик сухих дрожжей, теплая вода, сахар, чайная ложка, прозрачная пластиковая бутылка, воздушный шарик.
Действия:
1. Насыпь сухие дрожжи в пластиковую бутылку.
2. Затем добавь в бутылку немного тёплой воды и чайную ложку сахарного песка. Покрути бутылку.
3. Надень шарик на горлышко бутылки так, чтобы оно было закрыто полностью и не оставалось зазоров.
4. Поставь бутылку с шариком на тёплый подоконник или помести бутылку в миску с тёплой водой.
5. Наблюдай за «волшебным» надуванием шарика!
Информация: Это кажется удивительным трюком, но на самом деле это не волшебство. При добавлении сахара и нагреве дрожжи растут и производят газ, который называется углекислым. Этот газ поднимается в бутылке и заполняет воздушный шарик.
Яйцо в бутылке.
Сваренное вкрутую яйцо может само оказаться в бутылке, стоит лишь провести небольшие приготовления. Возьмите стеклянную бутылку из-под сока (с достаточно широким горлышком). Сварите яйцо среднего размера и очистите его от скорлупы. Теперь смажьте горлышко бутылки растительным маслом, подожгите полоску бумаги и быстро опустите ее в бутылку. Сразу после этого закройте горлышко бутылки очищенным яйцом. Вот и все, осталось только чуть-чуть подождать. Как только бумага потухнет, яйцо втянется в бутылку!
Материал: яйцо, бутылка, растительное масло, бумага, спички.
Молочные чернила.
Если писать на обычной бумаге с помощью кисточки или ватной палочки, смоченной в молоке, то после высыхания надпись становится бесцветной. Проявляется под воздействием высокой температуры – для этого бумагу нужно прогладить утюгом.
Думаю, старшее поколение хорошо знает этот способ по школьным рассказам о том, как дедушка-Ленин в тюрьме делал чернильницу из хлебного мякиша и писал на волю свои послания молоком. И это не легенда – действительно, в среде революционеров этот способ писать секретные послания был в ходу!
Материал: бумага, ватная палочка, молоко, утюг.
Волшебные краски.
Этот опыт дети готовы проделывать очень долго, получается замечательный результат. В тарелку с молоком добавить аккуратно немного пищевых красителей, затем ватной палочкой, смоченной в средстве для мытья посуды, коснуться поверхности. Результат не заставит себя ждать!
Материал: молоко, пищевой краситель, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Надувающийся шарик.
Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень запросто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Вот и все. Теперь останется только наблюдать и удивляться.
А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.
Материал: шарик, сода, уксус, бутылка, перчатки.
1 Что я сегодня узнала?
2. Что для меня было интересно?
3. Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрела…
7. У меня получилось …
8. Я попробую.
9. Что меня удивило?
10. Что я возьму для своей работы с ребенком?
Спасибо за внимание