Получи документы

Мастер-класс «Эксперименты — это познавательно и увлекательно»

Ольга Агеенко
Мастер-класс «Эксперименты — это познавательно и увлекательно»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема мастер-класса : “ Эксперименты - это познавательно и увлекательно”.

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица.

Цель мастер-класса : Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с подручным материалом.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Вступление.

Публикация «Мастер-класс „Эксперименты — это познавательно и увлекательно“» размещена в разделах

Уважаемые родители, мы сегодня с вами собрались поэкспериментировать. Сделать всем вместе интересные опыты и в конце посмотреть, что же получилось.

Цель нашего экспериментирования показать, какие опыты из подручного материала можно провести дома с детьми. И показать, что детство – это радостная пора открытий.

Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, так как он получает от этого удовольствие.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность ребенка, протекающая в форме опытно – экспериментальных действий.

В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащает их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Уважаемые родители, хочу обратить ваше внимание, что ходе проведения экспериментов могут проводиться опыты с использованием опасных веществ, не забывать о правилах безопасности в работе с детьми.

Ход мастер-класса.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

1. Шарик в бутылке.

Берем две бутылки, два не надутых шарика. В бутылке делаем маленькую дырочку (отверстие). Натянуть шарик и опустить его в бутылку.

Предложить провести соревнование: кто быстрее надует шарик внутри бутылки.

Вывод: шарику надо место, а в бутылке воздух, шарику надуваться некуда. Чтобы получилось надо сделать дырочку в дне бутылке, через которую будет выходить лишний воздух.

Материал: бутылка, шарик, иголка.

2. Без помощи рук.

Возьмите воздушный шарик и стакан на четверть наполненный водой. Попробуйте перенести стакан с водой к другому краю стола, не дотрагиваясь до него руками.

Как это удалось сделать? (Вложили шарик в стакан и надули его так, чтобы он плотно прилегал к внутренним стенкам стакана. Зажали отверстие шарика, что бы из него не выходил воздух, и перенесли его в другое место)

Материал: шарик, стакан, вода.

3. Получение нового цвета.

В процессе этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.

Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

Материал: три стакана, пищевые красители, две салфетки, перчатки.

4. Цветная вода.

Из цветной бумаги клеим разноцветные дорожки. В прозрачный стакан набираем воду, ставим его на дорожку и проводим в вдоль нее. Смотрим в стакан с водой, как она становится разноцветной.

Материал: цветные дорожки, стакан, вода.

5. Извергающийся вулкан

В отверстие «вулкана» насыпаем соду, добавляем 1 ложку моющего средства и 1ложку красной краски, потом все это заливаем лимонной кислотой с водой.

Материал: макет вулкана из фольги, сода (2 ст. ложки, лимонная кислота,

1 ложка красной краски, 1 ложка жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился, вода, перчатки.

Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных ситуациях.

6. Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Материал: пузырек с водой, чернила или тушь, активированный уголь, перчатки.

7. Карандаши.

Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия, почти не будет.

Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Материал: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны. Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации.

Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые родители, надеюсь, что вы узнали, что- то новое для себя и будете вместе со своими детьми проводить экспериментально-поисковую деятельность с различными материалами.

Рефлексия.

Родители делятся своими впечатлениями мастер - класса.

Сегодня мы с вами поделимся впечатлениями о нашем мероприятии.

У нас есть чемодан, перед вами лежит одежда разного цвета.

Соберем чемодан с одеждой, красная символизирует то, что вы хотите взять с собой, поделиться с друзьями, будете использовать с детьми, зеленая - возьмете отдельные элементы, синяя воздержитесь в своих эмоциях о коллективном мероприятии, или ожидали большего.

Я попрошу вас подобрать магнитики того цвета какую одежды вы выберите.

Спасибо за сотрудничество!

На заметку

Внимание малышей привлекает все яркое и необычное – например, радуга на небе. Как отчетливо видны ее цвета! Но это редкое удовольствие – невозможно ведь заказать подобное «шоу». Для возникновения радуги одновременно должны идти дождь и светить солнце. Но можно сделать собственную маленькую радугу – из четырех цветов – у себя дома, в стакане воды. И, конечно же, независимо от погоды. Что же нам понадобится для домашнего эксперимента для ребенка? Надо приготовить 5 стеклянных стаканов; 10 ст. л. сахара, насыпанных в одну емкость (сахарница вполне подойдет); 4 баночки с разведенной заранее пищевой краской 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий); воду; шприц без иглы; чайную и столовую ложки. Итак, начинаем.

Эксперимент для детей

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Объяснение опыта для детей

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

«Хроматография цвета»

Смешать цвета легко, а можно ли наоборот, разделить? Попробуем! Нам понадобятся: стакан с водой, салфетка, фломастеры. На салфетке, отступив от края, рисуем фломастером полосу. Опускаем край салфетки в стакан с водой, так, чтобы не намочить полосу от фломастера. Достаём салфетку и подвешиваем вертикально.

Наблюдаем, что происходит.

Этот опыт у нас более удачный. Интересно наблюдать как вода, поднимаясь по салфетке, «тащила» за собой краску. По ходу краска раскладывалась на несколько цветов. На фото не очень видно. Зелёный у нас разложился от желтого до синего. В синем мы разглядели и розовый, и сиреневый, и зелёный. В коричневом неожиданно проявилась синяя полосочка.

Даше данное занятие понравилось больше всего. Она ещё долго сама рисовала полоски на салфетках, мочила и наблюдала, что получается.

Волшебный шарик.

Надуй шарик газом, полученным из дрожжей.

Материал: пакетик сухих дрожжей, теплая вода, сахар, чайная ложка, прозрачная пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Действия:

1. Насыпь сухие дрожжи в пластиковую бутылку.

2. Затем добавь в бутылку немного тёплой воды и чайную ложку сахарного песка. Покрути бутылку.

3. Надень шарик на горлышко бутылки так, чтобы оно было закрыто полностью и не оставалось зазоров.

4. Поставь бутылку с шариком на тёплый подоконник или помести бутылку в миску с тёплой водой.

5. Наблюдай за «волшебным» надуванием шарика!

Информация: Это кажется удивительным трюком, но на самом деле это не волшебство. При добавлении сахара и нагреве дрожжи растут и производят газ, который называется углекислым. Этот газ поднимается в бутылке и заполняет воздушный шарик.

Яйцо в бутылке.

Сваренное вкрутую яйцо может само оказаться в бутылке, стоит лишь провести небольшие приготовления. Возьмите стеклянную бутылку из-под сока (с достаточно широким горлышком). Сварите яйцо среднего размера и очистите его от скорлупы. Теперь смажьте горлышко бутылки растительным маслом, подожгите полоску бумаги и быстро опустите ее в бутылку. Сразу после этого закройте горлышко бутылки очищенным яйцом. Вот и все, осталось только чуть-чуть подождать. Как только бумага потухнет, яйцо втянется в бутылку!

Материал: яйцо, бутылка, растительное масло, бумага, спички.

Молочные чернила.

Если писать на обычной бумаге с помощью кисточки или ватной палочки, смоченной в молоке, то после высыхания надпись становится бесцветной. Проявляется под воздействием высокой температуры – для этого бумагу нужно прогладить утюгом.

Думаю, старшее поколение хорошо знает этот способ по школьным рассказам о том, как дедушка-Ленин в тюрьме делал чернильницу из хлебного мякиша и писал на волю свои послания молоком. И это не легенда – действительно, в среде революционеров этот способ писать секретные послания был в ходу!

Материал: бумага, ватная палочка, молоко, утюг.

Волшебные краски.

Этот опыт дети готовы проделывать очень долго, получается замечательный результат. В тарелку с молоком добавить аккуратно немного пищевых красителей, затем ватной палочкой, смоченной в средстве для мытья посуды, коснуться поверхности. Результат не заставит себя ждать!

Материал: молоко, пищевой краситель, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Надувающийся шарик.

Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень запросто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Вот и все. Теперь останется только наблюдать и удивляться.

А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

Материал: шарик, сода, уксус, бутылка, перчатки.

1 Что я сегодня узнала?

2. Что для меня было интересно?

3. Что для меня было трудно?

4. Я поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Я приобрела…

7. У меня получилось …

8. Я попробую.

9. Что меня удивило?

10. Что я возьму для своей работы с ребенком?

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Мастер-класс «Плавание — это движение» Плавание как лечебногреабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокине-зотерапии. Термин, образованный от греческих.

Фотоотчет тематических коллективных работ детей. Коллаж — это увлекательно!Фотоотчет тематических коллективных работ детей. Коллаж — это увлекательно! Как - то в журнале нашла увлекательную технику рисования или аппликации - коллаж. По определению С. И. Ожегова "коллаж - в изобразительном.

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы «Эксперименты с бумагой и тканью»Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы «Эксперименты с бумагой и тканью» Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы Тема: «Эксперименты с бумагой и тканью» Цель: - познакомить.

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности со снегом и льдом в старшей группе «Эксперименты на прогулке зимой»Конспект познавательно-экспериментальной деятельности со снегом и льдом в старшей группе «Эксперименты на прогулке зимой» Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом. Задачи: • расширять знания.

Мастер-класс для коллег «Фитбол — что это» Мастер-класс для коллег «Фитбол!» Цель: передать опыт использования и оптимизации работы с фитболами на занятиях физической культурой в.

Мастер-класс для воспитателей «Опыты и эксперименты» Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности.

Мастер-класс «Игры-забавы и эксперименты на летней прогулке» для детей старшей группыМастер-класс «Игры-забавы и эксперименты на летней прогулке» для детей старшей группы Цель: создать у детей радостное летнее настроение. Задачи: - продолжать совершенствовать умение детей действовать совместно; - развивать.

Конспект игрового занятия по финансовой грамотности. Брейн-ринг «Финансы — это интересно и увлекательно» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности;.

Выступление на РМО. Мастер-класс для педагогов «Опыты и эксперименты здесь и сейчас» Мастер – класс для педагогов «Опыты и эксперименты здесь и сейчас»Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с песком Цель: Повышение.

Мастер-класс рамки из соленого теста «Это рамка-не простая, это место для добра!»Мастер-класс рамки из соленого теста «Это рамка-не простая, это место для добра!» "Чтобы яркое мгновение В интерьере поселить, Фоторамочку сегодня Я хочу тебе вручить. " Здравствуйте,гости моего блога. Вот такими красивыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Эксперименты — это познавательно и увлекательно»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 19:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Эксперименты — это познавательно и увлекательно»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Агеенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД