Татьяна Горбунова
Мастер-класс «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с воспитателями на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»
Цель: Привлечь внимание к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, повышения знаний в области народных игр.
Задачи: 1. Осмыслить основные нравственные ценности ценности;
Публикация «Мастер-класс „Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре“» размещена в разделах
2. Расширять представление и обогащать педагогические умения педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
3. Расширить кругозор при разучивании народных игр.
Ход мероприятия:
Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемое путешествие. Вот мы с вами сегодня отправляемся в путешествие. Представьте себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, электричества (показ слайдов с изображением семьи и быта прошлого).
Избы были простыми и просторными. Вечерами, за большим столом собиралась вся семья. (Фоном звучит народная песня). Так и нас всех, собравшихся сегодня можно назвать одной большой семьей. Итак, вся семья в сборе… Как говорится: «Посидим рядком и поговорим ладком».
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки, открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Игры являются неотьемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжение веков, и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. В народных играх ребенок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого. Задача педагогов дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, на примере народных игр. И мы с вами сейчас поиграем. Воспитатель: В нашем садике, как вы знаете, часто происходят чудеса. Вот и сегодня пришла я на работу, а в нашем волшебном сундучке что шуршит. Заглянула туда и как вы думаете, что там было?
Варианты воспитателей.
Воспитатель: Все это конечно могло бы оказаться здесь, но нет, я обнаружила разные маски, платок, колпак и еще много разных интересных вещиц. Вот смотрите. Воспитатель показывает маски от игры «Золотые ворота».
Воспитатель: Правильно. Наш волшебный сундучок хочет, чтобы мы с вами сегодня поиграли.
Золотые ворота»
Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют: Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается.
Второй раз – запрещается,
Ну, а в третий раз
Не пропустим вас! – (Опускают руки.)
Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».
Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.
Воспитатель: Давайте заглянем снова в сундучок, что там еще есть.
(Достает платок.) А в каких играх нужен платок?
Дети называют игры «Апанас», «Гори-гори ясно», «Бабка и нитки»
Выбирают любую игру. Один ребенок напоминает правила игры.
«Гори-гори ясно»
В игре дети становятся по кругу и держатся за руки. В центре становится игрок с платком в руках. Дети идут по кругу и хором повторяют слова:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло,Глянь на небо — Птички летят, Колокольчики звенят! После этих слов водящий останавливается и опускает свой платок между любыми двумя детьми. После этого эти дети поворачиваются в противоположные стороны друг от друга, а остальные говорят:
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!», бегут в разные стороны. Их задача — оббежать по кругу и первым взять платок. Кто первый взял, тот и водящий.
«Апанас»
Водящему завязывают глаза и раскручивают его со словами «Апанас, Апанас лови кошек, а не нас. А поймаешь кошку дам тебе лепешку!» После этих слов все разбегаются в разные стороны и хлопают в ладоши, не говоря ни слова. Если «Апанас» кого-то поймал. Все замирают, а водящий на ощупь отгадывает кого поймал. Если угадал, то водящий меняется, а если нет – «Апанас» остается.
«Бабка и нитки»
Водящему одевают платок на голову, он «Бабка». Садится в стороне и «дремает». Остальные берутся за руки, образуя круг и «запутываются». Подлезают друг под друга, не отпуская рук. Как только запутаться больше не получается, дети говорят: «Бабка нитки рвутся!» «Бабка» просыпается и начинает «распутывать нитки». Как только она их распутала, все разбегаются и она их ловит. Кто последний остается – тот и «Бабка». Игра повторяется.
Воспитатель: Кое-что еще осталось в сундучке. Достает маски двух морозов. Дети называют игру и напоминают правила.
"Два мороза"
Выбираются два человека, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки по двум сторонам, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.
Произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они садятся на места.
«Колпачок и палочка»
Дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середину круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпачок так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять – будет палочка стучать!». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени. Тот отгадывает, кто его назвал.
«Дударь» Хороводная игра.
Дети становятся в круг, выбирают ведущего – Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют.
Дударь, Дударь, Дударище
Старый, старый, старичище
Его в колоду, его в сырую, его в гнилую»
Пропев песню, спрашивают: «Дударь, Дударь, что болит?»
Дударь отвечает: «Нога» (Уши, рука, спина, нос и т. д.) Все, находящиеся в хороводе берутся за больное место соседа, которое берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3-4 раза, после чего на вопрос «Что болит?», Дударь отвечает «Здоров! Вас ловлю!»
На такой оптимистической ноте мне бы хотелось закончить наш мастер-класс! Я надеюсь, что все что вы здесь узнали, пригодится вам в вашей работе. Спасибо за внимание!