Получи документы

Мастер-класс «Приемы успешного запоминания песенного и стихотворного материала. Советы коллегам и родителям»

Валентина Селихова
Мастер-класс «Приемы успешного запоминания песенного и стихотворного материала. Советы коллегам и родителям»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер - класс на тему : «Приемы успешного запоминания песенного и стихотворного материала. Советы коллегам и родителям».

Не скучай! Слушай! Запоминай!

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим опытом разучивания песен, стихов во время музыкальных занятий в детском саду.

Публикация «Мастер-класс „Приемы успешного запоминания песенного и стихотворного материала, Советы коллегам и родителям“» размещена в разделах

Часто бывает так, что, разучивая песенный материал, музыкальному руководителю сложно продвигаться в работе над песней дальше: упражнять детей в четкой артикуляции, правильном интонировании мелодии, побуждать петь по фразам, исполнять выразительно и так далее. Ведь если дети не знают слов песни, дальнейшая работа становится бессмысленной. Причин незнания слов много, например, невысокий уровень музыкального восприятия; особенности детской памяти – она кратковременна; большой перерыв между музыкальными занятиями; отсутствие работы воспитателя в группе по дальнейшему разучиванию слов песни; музыкальный руководитель не смог заинтересовать детей разучиваемым материалом. Но самая главная причина, по моему мнению, в том, что детям неинтересно механическое запоминание текста, многократное его повторение. Ведь жизнь и развитие маленького ребенка – в игре! Так почему же не сделать процесс разучивания песни простым и запоминающимся?

Цель: Формировать умение детей запоминать разучиваемый материал.

Задачи при запоминании материала

•Вызвать интерес к песне, стихотворению и желание знать их;

•Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест, и слов;

•Обеспечить запоминание;

•Научить выразительно петь, читать перед слушателями;

•Воспитывать любовь к музыке, поэзии.

Попробовав различные приемы и методы при разучивании песен с детьми, выбрала для себя несколько, которые постоянно применяю, потому что они интересны детям и доказали свою эффективность в данном виде совместной музыкальной деятельности. Может быть, кому – то из коллег они тоже пригодятся, помогут сделать музыкальное занятие либо разучивание в группе более интересным, насыщенным. Некоторые из них подходят и для заучивания стихотворений.

1. «Эхо»

Применяю этот прием на самых ранних этапах разучивания. Самый простой пример:

- Ребята, давайте поиграем! Когда я буду показывать рукой на себя (в младших группах - игрушка спрячется мне за спину, то петь буду только я одна, а когда взмахну рукой в вашу сторону (игрушка покажется, то вы дружно повторите за мной то, что я спою. Но справится только самый внимательный!

Этот прием так же помогает детям привыкать к дирижерскому жесту, петь акапелла, подстраиваясь к голосу музыкального руководителя, приучаться к вдумчивому, осмысленному пению.

2. «Тихо – громко»

Музыкальный руководитель складывает перед собой руки, как будто держит в ладонях маленький мячик:

- Ребята, посмотрите, какой тихий звук (тихо пропевает строчку из песни, а теперь вот такой громкий (слегка разводит ладони, как будто мячик стал больше, пропевая очередную строчку песни громким голосом). Давайте вместе поиграем: когда я покажу вам тихий звук, вы будете петь вместе со мной тихонечко, но так, чтобы я слышала ваши голоса, а когда покажу вам большой звук, будете продолжать петь, но уже звонко, ярко, дружно!

Детям очень нравится такая игра, особенно, когда я меняю звук на разную продолжительность: то часто, то долго держу на одном динамическом оттенке. Можно менять динамику и постепенно, показывая это жестом. Очень повышает внимание, и дети, сами того не замечая, поют куплеты по два – три раза, лишь бы не пропустить момент перехода на новую динамику. Эмоциональное проговаривание текста повторении строчек стиха разной силой голоса и тембром: громко и шёпотом, как коротышка-лилипут и великан, как мышка и медведь и т. п. Включаются даже самые ленивые!

3. «Грустно – весело»

- У нас в гостях сегодня два друга «Ох» и «Ах» (педагог показывает две картинки с грустным и веселым человечком, либо с грустным и веселым смайликом). Они хотят с нами спеть эту песню. Но Ох хочет петь только грустным голоском, а Ах – веселым. Давайте с ними поиграем! Когда покажу вам Оха, будем петь как он, грустно, печально, а когда покажу Аха – весело, задорно продолжим нашу песенку.

Прием очень раскрепощает детей, особенно забавно становится, если настроение в песне не совпадает с пением, это вызывает у детей бурю эмоций. После можно совместным с детьми обсуждением определить, кто же из гостей прав: Ах или Ох. Прием повышает эмоциональный тонус, способствует выразительности исполнения, дети начинают показывать эмоции и мимикой, и движениями.

4. «Пение по цепочке»

- Поглядите, листочек (цветочек, снежинка и т. п) услышал наше пение и прилетел послушать, как красиво вы поете. На кого он покажет, тот и будет продолжать эту замечательную песенку!

Дети очень стараются спеть для «гостя» красиво, не забыть слова. Прием помогает упражнять детей в индивидуальном пении.

5. «Внутреннее пение»

Приём достаточно сложный, подходит для детей старшего дошкольного возраста, с достаточно высоким уровнем песенного исполнительства.

- Сегодня у меня для вас очень интересное задание. Я буду играть мелодию песни, а вы в это время пойте, но не вслух, а про себя, когда я покажу рукой на вас (на кого-то из вас, нужно будет продолжить песню вместе с инструментом.

С помощью этого приема я добиваюсь развития музыкального восприятия и музыкальности в целом.

6. «Мнемотехника»

Из этого метода я взяла на вооружение несколько приемов, помогающих разучиванию песни, но не слов, а структуры песни: последовательности куплетов, припевов; чем они отличаются друг от друга по содержанию, настроению.

Вместо мнемотаблиц, которые служат дидактическим материалом для развития речи дошкольников, я использую картинки, кратко передающие смысл содержания одного куплета, или показывающие главного героя данного куплета.

7. «Улови ритм»

Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.

• Кулак, ребро, ладонь.

• Большими пальцами рук касаться каждого из пальцев в ритм тексту.

• Следующее упражнение называется «Сыпем соль, рис и т. д.»

Дети не могут как взрослые щелкать пальцами (показ, поэтому, чтобы было интересно можно использовать вот такое нехитрое пособие – ванночку с рисом, можно изобразить это и без материалов – три пальца правой руки сжимаете вместе и как будто трете подушечки пальчиков.

• Волшебный мяч

Вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам назад. Вы говорите другую строчку и снова бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в тот момент, когда мяч оказывается у него в руках.

Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем речевые и мыслительные центры головного мозга. Что благотворно сказывается на развитии памяти. Ребенок легче запоминает даже большие и сложные по содержанию стихотворения.

8. Изображаем в действии.

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста (так как образуются дополнительные ассоциации). Суть этого метода состоит в том, что к слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

9. Манипуляции с объектом.

Детям легче запоминать текст, если они в руках держат то, о чём говорят. Например, готовясь к занятию, где будете учить стишок про Мишку, приготовьте игрушку медведя, корзинку, шишки. Малыш во время занятия, будет брать то один предмет в руки, то в другой. Таким образом, у него появятся ассоциации, что облегчит процесс запоминания.

Вот и все секреты о том, как правильно выучить с ребенком песенный или стихотворный материал, не принуждая и не заставляя его к этому. Учите песни, стихи, играя, и тогда в будущем ребенок сохранит любовь к музыке и поэзии.

Публикации по теме:

«Ребёнок и компьютер». Советы родителям«Ребёнок и компьютер». Советы родителям Наверняка, многие родители сейчас сталкиваются с компьютерным бумом, которому оказались подвержены их дети. Что можно наблюдать почти во.

Сценарий праздника «Весеннее путешествие» для детей младше-средней группы с текстами песенного и игрового материала Ход праздника: ВЕДУЩИЙ: Скоро снег кругом растает, Скоро с речки лёд сойдёт, Скоро, скоро за окошком Соловей нам пропоёт. Это что за время.

Советы родителям «Десять «с» 1. С-тройте отношения с детьми на основе взаимопонимания и сотрудничества. 2. С-очувствие, внимание и ласка -смягчают душу ребенка, снимают.

Советы родителям и мастер-класс «Изготовление новогодних открыток из рекламных журналов»Советы родителям и мастер-класс «Изготовление новогодних открыток из рекламных журналов» При входе в разные магазины часто лежат глянцевые журналы, рекламные листовки, яркие газеты. Большая часть их почти сразу попадает в.

Советы родителям «Как прекрасна зима!» Зима – прекрасная пора для прогулок. Кругом стоит такая красота. Природа будто окунулась в волшебство, сказку. Зимняя природа предоставляет.

Советы родителям «Не перебивай меня!» Делать правильно и быстро реагировать в каждой ситуации – это сложное, но очень важное в воспитании ребенка. Если к вам пришли гости, и.

Советы родителям по ПДДСоветы родителям по ПДД В любом несчастном случае с ребёнком виноват взрослый. Ведь именно от взрослых зависит обучение детей безопасному поведению на дороге.

Советы родителям «Скользкий лёд» Расскажите детям, как красиво зимой, как чудесно выглядит, покрытая льдом река, или пруд. Но лёд может таить опасность, особенно когда после.

Советы родителям «Это слово — нельзя!» Родители так часто используют это слово, что оно стало просто любимым для них. Ну, а дети как раз его не любят. Только это слово не для.

Советы родителям «Внимание опасность» Скоро Новый год! Хлопушки, салюты и фейерверки стали принадлежностью нашей жизни. Но для детей это травматичное и опасное развлечение. Объясните.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Приемы успешного запоминания песенного и стихотворного материала. Советы коллегам и родителям»
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 15:13
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Приемы успешного запоминания песенного и стихотворного материала. Советы коллегам и родителям»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Селихова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД