Светлана Ромашова
Мастер-класс «Пластилинография с элементами гжельской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования Кузбасса
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
(КРИПКиПРО)
Учебно-методический отдел
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Мастер – класс на тему :
«Пластилинография с элементам гжельской росписи
Итоговая работа
Публикация «Мастер-класс „Пластилинография с элементами гжельской росписи“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Лепка, пластилин
- Гжель. Рисование
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
Срок обучения с «24» октября 2022 г. по «5» декабря 2022 г.
Исполнитель
Ромашова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
МБДОУ № 132»,
г. Кемерово
Консультант
Новоселова Валентина Прокопьевна,
методист кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО
Кемерово 2022
Содержание
Введение…. …3
Теоретическая часть…4
Практическая часть…. …. 7
Список литературы…. ….11
Введение
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер - класса :
- освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;
- обучение участников мастер- класса приёмам «пластилинографии»;
- развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.
Ожидаемый результат:
- создание лепной Жар – птицы с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности; с элементами традиционного русского промысла Гжель.
- применение участниками мастер-класса техники «пластилинографии» в работе с детьми;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в нетрадиционных техниках изобразительного искусства.
Материалы и оборудование: плотный белый картон формата А4, доска для лепки, простой карандаш, пластилин, стека, салфетки.
Теоретическая часть
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной поверхности.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.)
Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности и творческих способностей.
Рекомендации по работе с пластилином :
-использовать специальный мягкий пластилин. Твердый пластилин перед занятием разогреть в емкости с горячей водой;
- картон должен быть плотный, так как пластилин имеет вес, а картина может при работе деформироваться;
- желательно, чтобы одна сторона картона была лощеная. Если ребенок вышел за контур рисунка, то лишний пластилин можно легко убрать стекой или вытереть бумажной салфеткой;
- контуры рисунков выполняются фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок ошибся;
- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в виде пальчиковой гимнастики, физминутки.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом в технике пластилиновой живописи в декоративном рисовании – гжельские узоры.
В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озёр и рек. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши.
При ознакомлении с гжельской росписью детей начинают знакомить с простыми элементами росписи. Это - «узкая и широкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».
При выполнении этих элементов в пластилиновой живописи используют приемы:
- «расплющивание» и «размазывание» жгутика (рисование прямой и волнистой линии, узкой или широкой, «тонкий жгутик» (рисование волнистых линий, сетки, «растирание» и «размазывание» (рисование лепестка, листка, «точки», «капельки», «налепы» (рисование веточек).
При усвоении детьми в рисовании простых элементов гжельской росписи, можно предложить более сложный узор на формах – трафаретах: роспись чашки, блюдца, тарелки или чайника.
А мы попробуем создать жар- птицу из пластилина с элементами гжельской росписи.
Практическая часть
Для работы нам понадобится: белый плотный картон, карандаш, ластик, пластилин белого, синего или голубого цвета, стека, доска.
1. На картоне рисуем силуэт жар – птицы или берем готовый шаблон
2. Тонкими пластилиновыми жгутами обозначаем линии туловища жар – птицы. Затем внутреннюю часть крыльев
3. Смешиваем синий и белый пластилин, катаем шарики разного размера от большого к маленькому, от темного к светлому, дублируя два раза
4. Из шариков формируем «капельки»
5. Прикладываем самую большую к верхней части крыла, прижимаем пальцем, протягиваем (изображая мазок)
6. Повторяем все действия, применяя ко всеми элементам крыльев, в два ряда. По аналогии хвост и хохолок жар- птицы
7. Добавляем мелкие детали (клюв, глаза, лапки, декор на грудь из тонких жгутиков
8. Внутреннюю часть крыла украшаем мелкой сеточкой из жгутиков
9. Жар – птица готова!
Фантазия здесь безгранична, добавляя разные элементы из гжельской росписи, картину можно усложнить, цветами, листьями.
Птица Сириан, лик птицы выполнен в объеме, элементы хвоста усложнены.
Cписок литературы
1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. [Текст]/ С. -Петербург: «Детство-Пресс», 2010.
2. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» : [Текст]/Москва 2008г.
3. Т. С. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста»» :[Текст]/ Москва 2004г.
4. Чернова Е. В. Пластилиновые картины. Издательство: [Текст]/ Феникс. 2006.–48с.
5. Шкицкая И. О. Пластилиновые картины :[Текст]/ Издательство Феникс. 2009. – 61 с.