Раиса Хребтова
Нетрадиционные методы в организации и проведении логопедических занятий
▼ Скачать + Заказать документы
"Нетрадиционные методы в организации и проведении логопедических занятий». Проблема преодоления недоразвития речи у дошкольников в настоящее время относится к числу наиболее актуальных. Поэтому остро встают вопросы раннего распознания, квалифицированной диагностики и выбора методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Основной целью логопедической работы является развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, а также формирования у детей правильного произношения. Мои задачи, как логопеда-практика, состоят в том, чтобы организовать коррекционный процесс в плане, перспективного планирования, разработать конспекты фронтальных и индивидуальных занятий, подобрать упражнения, игры, картинный материал, направленный на развитие речевых функций фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и связной речи. В план занятий включаются упражнения по развитию общей и мелкой моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры, а так же игры на формирование восприятие речи, слухового внимания, памяти, мышления. Занятия разработаны в игровой форме. Работа строится комплексно, при этом учитываются индивидуальные возможности детей. В своей работе с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам применяю нетрадиционные формы работ. Цель: развитие речи у детей через применение нетрадиционных методов в организации и проведении логопедических занятий. Задачи: обучить детей приё мам сохранения здоровья: - восстановления сил, - развития переключаемости, - снятия напряжения, - стимуляции работоспособности и мышления.
Публикация «Нетрадиционные методы в организации и проведении логопедических занятий» размещена в разделах
1. Логопедический массаж : - лица, кистей рук: (массаж большого пальца повышает активность мозга) растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, массаж «четками», игольчатым валиком, игольчатыми мячиками; -стоп ног: дорожки;
- языка. 2. Имаготерапия -психокоррекционное воздействие через образ, театрализацию: (проводится в форме куклотерапии и сказкотерапии) «Под грибком», «Репка на новый лад», «Три медведя», «Цветик семицветик», «Необыкновенное чудо», «Три мамы» и т. д.
3. Музыкотерапия - (психокоррекционное воздействие через восприятие музыки)_приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулирует дыхание и кровообращение) : -Прослушивание музыкальных произведений. -Ритмические движения под музыку. - Пропевание чистоговорок («Музыкальная гласилка» а-о-у-и-э.). 4. Ароматерапия - ( с помощью эфирных масел разных растений: мятное, пихтовое масло, розмарин, шалфей, масло чайного дерева) : - нормализует мышечный тонус; - повышает интеллектуальную работоспособность, настроение, уверенность в себе). 5 .Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениям кистей рук, которые имитируют движения челюсти и языка:
«Болтушка» - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперёд-назад, и в такт с этими движениями, также вперёд- назад двигаются расслабленные кисти рук (локти не сгибать). «Цоканье» - прямые руки подняты вверх над головой. Одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочерёдно то правой, то левой руки. «Крокодил»-широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила. «Часики»- руки вытянуты вперёд, движения языка с одновременным движение кистей рук вправо-влево.
6. Пескотерапия - игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребёнка,
способствуют развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, фантазии, игра в песок влияет на эмоциональное самочувствие детей, а это прекрасное средство их развития.
7. Игротерапия - искусство отношений игра для ребёнка - средство для выражения чувства,исследования отношений. Игра - символический язык для самовыражения, и она открывает нам взрослым, что пережил ребёнок, как он на это реагирует, какие желания, мечты и потребности
возникают у него.
8. Пальчиковые игры: -«пальчиковый бассейн» (поиск мелких игрушек в емкости, наполненной горохом, фасолью); -игры с поролоновыми и резиновыми мечами (сжимание их между ладонями, поочередное сжимание пальцами);
- различные виды самомассажа кистей рук, пальцев; -упражнения с волчком, волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами,
большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем (упражнение выполняется
сначала пальцами ведущей, затем другой руки и одновременно обеими руками); -упражнение «строители», в качестве строительного материала-крышки от бутылок «кока-кола»;
(вначале строительство ведется по образцу, позднее по замыслу ребенка) -упражнения с грецкими орехами, шестигранными карандашами (перекатывание их между ладонями). В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, включаю новые приёмы и методы, традиционные и нетрадиционные формы обучения, которые создают благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально - волевой сферах. Как учителю-логопеду, хочется отметить, что взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики проявляется в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует (взаимосвязана) с тяжестью нарушений функции рук. Это и определяет необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.
Как показала моя практика работы с детьми коррекция нарушений моторной сферы и звукопроизношения наиболее эффективно осуществляется приемами речедвигательной ритмики, при использовании методики «Речедвигательная ритмика» А. Я. Мухиной, особенно на этапе постановки звуков. Что же подразумевает под собой понятие речедвигательная ритмика? На развитие каких процессов она направлена? 9. Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Для успешной коррекции речи у детей организована работа по взаимодействию с воспитателями и родителями: информационные стенды, родительские собрания, консультации, праздничные мероприятия.