Светлана Яковлева
Мастер-класс на тему «Формирование гуманных отношений к сверстникам методами ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи:
-Познакомить педагогов с методами и играми технологии ТРИЗ в формировании гуманных отношений к сверстникам
Публикация «Мастер-класс на тему „Формирование гуманных отношений к сверстникам методами ТРИЗ“» размещена в разделах
Оборудование: мультимедийная установка, презентация ««Формирование гуманных отношений к сверстникам методами ТРИЗ», лист ватмона с разлинованной таблицей из трех колонок и пяти строк; лист ватмона с разлинованной таблицей из трех колонок с четырьмя строками; черный маркер; мяч.
Раздаточный материал: листы с расчерченными таблицами «Я и наша игра», «Я и мой горд»; простой карандаш; памятка по теме.
Ход мастер-класса.
Уважаемые коллеги, мною был разработан проект «Формирование гуманных отношений к сверстникам методами ТРИЗ у детей 6-7 лет», который помог нам повысить уровень гуманных отношений к сверстникам в нашей группе. Опытом работы по данной теме я хочу с вами поделиться. Совершенствование дошкольного образования в качестве принципиальной составляющей предполагает гуманнизацию всей совокупности отношений : ребенок-ребенок, ребенок-воспитатель, ребенок-родитель и т. д. Переход к системе образования центрированной на ребенке, делает проблему формирования гуманности особенно актуальной.
Нравственное совершенствование общества, благополучие его членов зависят от наличия гуманных отношений между людьми. Отсюда особая социальная и личностная значимость формирования гуманных отношений подрастающего поколения.
Традиционные методы воспитания гуманных отношений (этическая беседа, пример, упражнение, поощрение, наказание, педагогическая оценка и др.) не вызывают достаточной активности самого ребенка как участника педагогического процесса, не ставят его на позиции субъекта воспитания. Поэтому требуется разработка новых, более активных методов нравственного воспитания.
Проблема
Самой популярной и, по результатам многих исследований, одной из самых эффективных технологий развития интеллектуально-творческих способностей признается сейчас методика, основанная на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).
О. В. Драгунова и Т. В. Аристархова считают, что технология ТРИЗ как педагогическая система содержит широкие возможности для развития у детей гуманности, и предлагают гуманизированный вариант этой технологии (ГРИЗ).
Методологической основой решения проблемы стала система Ю. Б. Борева о типах взаимодействия человека с различными средами. По его мнению, именно в общении человека с внешними и внутренними средами складывается его мировоззрение. Система предусматривает восемь подсистем, которые охватывают все многообразие отношений человека : от внутренних коммуникаций в подсистеме «Я-Я» до отношений человека и вселенной в подсистеме «Я-всеобщее».
Рассмотрением вопроса о возможности использования ТРИЗ в формировании у детей гуманного отношения в различные периоды дошкольного детства занимались О. В. Драгунова, Т. В. Аристархова и А. М. Тухфетуллина. Ими был разработан гуманизированный вариант некоторых методов.
В педагогической работе по формированию гуманных отношений к сверстникам с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать игры, доступных детям 4-5 лет и 5-7 лет. Это такие игры как «Пинг-понг», «Маятник» (метод противоречия, «Точка зрения», «Интервью», «Комплименты», «О ком идет речь?» (метод личных аналогий, составление таблиц (метод фокальных объектов) и метод проб и ошибок. Для полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть в эти игры.
1. Игра «Пинг-понг» (метод противоречий) (Педагоги встают в круг)
Я буду кидать вам мяч и называть отрицательные качества, а вы называть положительные и кидать мяч обратно:
злой - добрый
грустный – веселый
трусливый – смелый
жадный – щедрый
лживый – правдивый
грубый – вежливый
плохой - хороший
неряшливый – аккуратный
2. Игра «Маятник» (метод противоречий.)
Какой-нибудь сказочный персонаж, например Фея, предлагает: «Я уже давно мечтаю о том, чтобы у каждого человека был друг, который бы помог в трудную минуту. Давайте вместе придумаем, каким он будет». Педагоги передают мяч друг другу и называют положительные качества человека: «Добрый, хороший, отзывчивый, ласковый, веселый, щедрый, справедливый».
3. Игра «Точка зрения» (метод личных аналогий)
- Ребенка сажаем в центр круга и предлагаем представить, что он волшебник: «Представь себе, что ты добрый волшебник. Что ты чувствуешь? Чтобы ты сделал? Нравится ли тебе быть добрым волшебником?» (ребенок должен описать свои чувства).
- «Представь себя на месте кустика, который сломал мальчик. О чем ты думаешь? О чем шепчут твои листочки?» Спросить у детей чем можно помочь растению?
- «Девочка без спроса пошла гулять в лес и заблудилась. Представьте себя на ее месте? А что чувствует мама?» Сделать вывод о том, что без спроса ходить никуда нельзя.
При обсуждении художественных произведений можно предложить представить себя на месте кота Леопольда, Наф-Нафа, который помог своим братьям и т. д.
4. «Комплименты» (метод личных аналогий)
- Ребенок находится в центре круга. Дети по очереди называют слова комплименты: «Ты добрая, красивая, щедрая, спокойная, умная, веселая».
5. «Интервью» (метод личных аналогий Сфера «Я-мы»)
- Дети сами задают вопросы ребенку, который находится в образе какого-либо персонажа. Например в образе девочки Жени из сказки «Цветик семицветик» : «Ты совершила добрый поступок. Что ты чувствуешь? Как ты думаешь, что чувствует мальчик, которому ты помогла?».
- «Ты президент России! Каким ты должен быть, чтобы люди в стране жили хорошо? Что ты будешь делать, чтобы Дети были счастливы?»
6. Игра «Помоги зайчику» (метод проб и ошибок – дети решают проблемные ситуации, отбирают варианты гуманного решения проблемной ситуации)
- «Все знают сказку «Заюшкина избушка». Хитрая лиса выгнала зайца из избушки. Давайте поможем зайчику? Как выманить лису из домика? (Дети предлагают пути решения данной проблемы)
7. Составление таблиц (метод системный анализ)
Таблица «Я и наша игра»
Я Наша игра Ты
щедрый дружная радостный
умный интересная счастливый
справедливый долгая честный
радостный веселая довольный
Таблица «Я и мой город»
Я Мой город Люди, которые в нем живут
аккуратный чистый здоровые
дружелюбный гостеприимный дружные
умный богатый счастливые
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями.
7. Рефлексия. Уважаемые коллеги, вот подошел к концу наш мастер класс. Хотелось бы услышать от вас отзывы о нем, что понравилось? Что предполагаете использовать в работе?
Я думаю, что используя игры по ТРИЗ, включая их в непосредственно образовательную деятельность детей и совместную деятельность детей и взрослого вам удастся повысить уровень гуманных отношений в группе
А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты.