Ольга Козлова
Мастер-класс «Мы разные, но мы вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Мы разные, но мы вместе!»
Подготовила: воспитатель МКДОУ №201 Козлова О. В.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
Трудно представить жизнь без друзей и общения с другими людьми, по мере взросления маленького человека это общение все больше изменяется и обогащается. Проблема приобщения к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. Основная цель взрослых помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный. Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – это ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.
Публикация «Мастер-класс „Мы разные, но мы вместе!“» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В своей работе большое внимание уделяю коммуникативной игре, которая предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений.
Систему коммуникативных игр, условно разделила на 4 блока, в каждом из которых поставлены и решаются определенные задачи:
игры и упражнения, направленные на сближение детей друг с другом – способствуют снижению уровня дезадаптации у детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе;
игры для развития эмоций - знакомят с «азбукой эмоций» и учат произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением;
игры на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) - способствуют развитию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и литературных персонажей;
игры на формирование целостного представления о собственном «Я» - формируют умение принимать во внимание точку зрения сверстника, систематизируют представления о себе и другом ребенке.
С этой целью я создала в детском саду условия для совместной игровой, творческой, образовательной деятельности, в которой ребёнок может проявить себя как активный деятель, партнёр
Поэтому сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной теме «Мы разные, но мы вместе».
Практическая часть мастер - класса :
Давайте начнём нашу встречу с простого вопроса «Кто здесь собрался?» (Взрослые придумывают как можно больше вариантов – люди, друзья, знакомые, мамы, земляне и т. д.) Предлагаю объединиться в группы. (женщины, педагоги, воспитатели, блондинки) выяснить, что вас объединяет и придумать название своей группе. Деление на три подгруппы, из каждой подгруппы выйти по два человека.
Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой: «Игра на знакомство и приветствие “Колпачки” : предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Раздаю участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут….», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.
Упражнение «Царская семья»
Следующее упражнение связано с повышением самооценки, осознание уникальности и многообразия окружающих людей.
Содержание: Участники делятся на 3 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет». (1мин)
1-я подгруппа представляет царскую семью;
2-я подгруппа — семью «известного спортсмена»;
3-я подгруппа — семью кинозвезды.
Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото».
Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?».
Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость.
Напольный коврик-пазл – это пазл с крупными деталями, удобными для детских рук, который собирают преимущественно на полу из-за достаточно больших размеров.
Игры-сказки (коллективные ролевые игры)
Цель: примерка разных социальных ролей, развитие речи, памяти; приобретение опыта публичных выступлений.
Содержание: Участники делятся на 3 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «построить атрибут из сказки «Три медведя» и изобразить главного героя этой сказки». (3 мин.) – песочные часы
1-я подгруппа – «атрибут героя сказки «Три медведя» - Михайло Ивановича»;
2-я подгруппа — «атрибут героя сказки «Три медведя» - Настасьи Петровны»;
3-я подгруппа — «атрибут героя сказки «Три медведя» - Мишутки».
Коврик пазл – это отличная игрушка, которая не только интересна ребенку как игровой предмет, но также и функциональна как предмет интерьера, который украсит любую группу, детскую комнату, организуя игровое пространство для ребенка. По коврику можно ходить, на нем можно сидеть, он пригодится в сюжетно-ролевых играх - например, построить из деталей домик, или использовать коврики как поле для игры в классики. Коврик пазл развивает мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, а также позволяет социально адаптировать ребенка. Если коврик испачкается, его достаточно просто протереть. Игрушка изготовлена из инновационного материала – вспененного полимера ЭВА, который безопасен для малышей, у деталей нет острых углов и режущих краев, не пачкает руки.
Игра «Кочки»
Цель: устанавливание доверительного контакта между участниками игры, согласование своих действий с партнерами по общению, учиться быть наблюдательными.
Ход игры: Каждому участнику выдается квадрат коврика пазла. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди – болото, листы – это кочки, все участники – лягушки, а ведущие – крокодилы. Задача группы – не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.
Игра «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Ход игры:
Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на
палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.
Ведущим может быть выбран и ребенок.
Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Рефлексия – вам удалось почувствовать себя детьми?
В таком случае, я сейчас попрошу выразить отношение к мастер - классу в трех словах: «В трех наречиях, в трех прилагательных, в трех глаголах».
Всем спасибо!