Людмила Засаднюк
Мастер-класс «Мы — оркестр, или Как создать успешную команду» (технология «тимбилдинг» как средство организации оркестра)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии «Тимбилдинг»
Последовательность работы: алгоритм изучения авторской системы педагога-мастера.
Критерии оценки: обретение нового уровня профессионально-педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат: умение проектировать в режиме технологии, презентуемой педагогом-мастером.
Публикация «Мастер-класс „Мы — оркестр, или Как создать успешную команду“ (технология „тимбилдинг“ как средство организации оркестра)» размещена в разделах
Ожидаемый результат: овладение приемами технологии «Тимбилдинг», способствующей организации детского оркестра
Введение
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада видеть вас!
Приглашаю всех поучаствовать в мастер-классе :
Теоретическая часть.
Свой мастер-класс хотелось бы начать с вопроса: что имел в виду, международный спикер и предприниматель Марк Санборн, говоря такие слова: «Тишина – это не золото, тишина – это смерть»?
Конечно же, это команда. Команда - это социальная ценность, это доверие, поддержка, общая цель, дело, сотрудничество.
Это замечательное слово «команда» включает в себя такие важные человеческие качества и социальные значения, как: к - коллектив, о – организатор, м – мотивированный, а – активисты, н – настойчивый, д – дружный, д – дружный, а – авторитет.
Ну а команда не возникает сама по себе, команду нужно строить, создавать. Уважаемые коллеги, кому знаком термин «Тимбилдинг»? Что он означает?
«Тимбилдинг» в переводе с английского( Team building) построение команды. Это, прежде всего, инструмент, технология создания команды, сплочение коллектива, который пригодится каждому человеку, а педагогу в особенности.
К тому же, в современном образовании актуальным становится развитие ключевых компетенций XXI века: 4 К (критическое мышление, креативность, коммуникация и командообразование.)
А так же, стандарт дошкольного образования ставит задачу: создать условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности. Взрослый должен уметь поддерживать инициативу ребёнка на всех этапах. Поэтому необходим поиск новых способов работы, при которых обучение проходит интерактивно, когда дети имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, закреплять полученные знания. Именно групповая работа вовлекает участников в такой процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. В этом и есть ценность тембилдинга для дошкольников. Дети через игры и игровые упражнения учатся работать в команде. Таким образом, существует «детский тимбилдинг».
Есть популярная арифметически выраженная метафора: 1+1=5. Эта формула означает, что два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем поодиночке. В одиночку можно сделать, так мало, вместе можно сделать так много!
Выделены основные виды тимбилдинга :
1. Спортивные (направлены на физическую активность участников);
2. Логико-психологические (направлены на интеллектуальную активность участников);
3. Творческие (направлены на эмоциональную, творческую активность участников).
Существует несколько приёмов творческого тимбилдинга :
- Объяснения, беседы
- Просмотр мультфильмов, видеороликов, чтение художественной литературы о ценностях командообразования
- Экскурсии
- Квест-игры
- Командные игры
- Тесты
- Упражнения
Определены принципы технологии Тимбилдинг :
- Ни сравнивать детей, ни по каким параметрам;
- Не увлекаться играми соревновательного характера:
- В играх чаще использовать местоимение «мы»;
- Выделять значимость каждого участника;
- Похвалы достоин каждый участник, но с оценкой его деятельности;
- Оценивать поступок, а не личность.
Чем ценна для меня, для музыкального руководителя, данная технология? Чтобы слаженно и красиво хором спеть пеню, станцевать танец и чтобы слаженно сыграть в оркестре, необходимы не только способности и навыки, нужна команда. А для организации детского оркестра особенно. Оркестр – один из видов музыкальной деятельности дошкольников. Очень любимый вид деятельности детей. Значение оркестра трудно переоценить для развития музыкальных способностей детей. Я поделюсь с вами, уважаемые коллеги, как технология тимбилдинга помогает мне в организации команды оркестра. Ну и, конечно, приёмы тимбилдинга будут интересны и воспитателям в своей работе с детьми во всех видах деятельности.
Практическая часть
Итак, как говорил Александр Суворов: «Теория без практики мертва», поэтому настало время апробировать технологию тимбилдинга. На собственном опыте увидеть все плюсы заявленной темы.
— Коллеги, кто же стоит во главе команды? (лидер) А в оркестре - дирижёр. Каким бы гениальным не был лидер, дирижёр, в одиночку у него ничего не получится. Поэтому его важная задача - сформировать успешную команду - оркестр.
— Как это сделать? Мной разработан и апробирован алгоритм формирования команды оркестра, который я представлю авторскими тестом, упражнением и играми.
Первое составляющее алгоритма - это, конечно, предварительные беседы с детьми, просмотр видео роликов, мультфильмов, о важности, ценности команды.
Следующие составляющие выясним пройдя тест. (У каждого участника в руках музыкальный инструмент, дирижёр просит музыкантов исполнить что-нибудь без подготовки.) Вот и результат нашего теста.
Что получилось? Делаем вывод: прежде, чем начинать работу, нужно узнать, кто на что способен (навыки, умения, узнать каждого ребёнка лично, глубже, распределить обязанности, роли, а в оркестре партии и поставить четкую, реалистичную цель.
Итак, следующие составляющие моего алгоритма: «формулировка цели», «распределение ролей».
А следующее составляющее вытекает из предыдущих.
- Приглашаю двух добровольцев из числа участников с музыкальными инструментами. Каждый из вас будет играть ритмический рисунок известных песен. Кто кого переиграет.
Что у нас получилось?
- Итак, вывод: Часто в коллективе возникают конфликты, которые могут его разрушить. Иногда происходит сильная борьба за лидерство. Важно научиться слушать и оценивать поступок, а не личность.
Итак, следующее составляющее Диалог
Чтобы узнать ещё два составляющих алгоритма, предлагаю поиграть в игру: «Повтори ритмический рисунок».
- Я – дирижёр, буду предлагать вам несколько ритмических рисунков, которые вы должны будете повторить. Исполнять будем по партиям (делю участников на партии, на кого будет устремлён взгляд дирижёра, та партия и вступает в игру. Будьте внимательны, кто затрудняется, прислушивайтесь к игре товарища.
- Благодарю вас, коллеги. Мы – настоящий оркестр. Вы все достойны похвалы. Вы играли как настоящие музыканты. Наш оркестр все будут слушать с удовольствием. (Оценка деятельности участников каждой партии оркестра). Вы все достойны награды.
(Можно подарить всем участникам буклеты по данной теме).
-Что показывает этот приём? Чтобы команда эффективно работала, нужно создать условия для взаимодействия и научиться работать вместе, сообща. А так же, нужно придумать, как вы будете выделять лучших, поощрять участников. Это нужно делать, чтобы члены команды знали, что их личные усилия будут замечены и не затеряются среди командных усилий. Это будет вдохновлять каждого. И ещё два составляющие «взаимодействие» и «мотивация».
Подведение итогов
— Итак, коллеги, я вам представила свой алгоритм формирования успешной команды. Прошу еще раз внимание на экран.
Далее, на слайде представлены выявленные мною факторы, помогающие или мешающие созданию команды.
Что помогает:
*умение слушать;
*сопереживание;
*содействие;
*умение найти точки
соприкосновения;
*открытость;
*гибкость.
Что мешает:
* конфликты;
* определение идеи как
плохой или неверной;
* потребность быть
правым;
* потребность брать верх;
* равнодушие, апатия, скука.
А так же ряд игр, подобранные мною и авторские игр командообразующей направленности.
-«В этом зале все друзья»;
- «Будем весело шагать, себе пару выбирать»;
- «Научи друга играть на инструменте» (для самостоятельной деятельности);
- «Повтори за мной ритмический рисунок»;
- «Давайте все делать как я»;
- «Гусеница»;
- «Хозяин и заводная игрушка»;
- «Узнай друга по голосу»;
- «А я сегодня вот такой!»
- «Диалог на языке музыкальных инструментов»;
- «Пропой ласково имя»;
- «Хор»;
- «Что мы делаем не скажем, а дружно покажем».
Обратная связь
Рефлексия
Уважаемые коллеги, мне было приятно работать с вами, с такой отличной командой.
А теперь небольшая рефлексия. Попрошу продолжить фразу 1. Я для себя взяла. 2. Мне будет интересно. 3. Я буду использовать в своей работе.
Всех благодарю!
— Желаю успеха в формировании отличной команды!
И помните всегда одно: вместе мы сила!