Валентина Бочкарева
Мастер-класс «У каждого свое имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Задачи:
1. Формировать у ребенка позитивное отношение к своему «Я».
2. Познакомить с правом каждого человека на имя.
3. Подвести детей к пониманию того, что у каждого человека есть имя и его имя может звучать по разному, уметь применять его в жизни социально – нравственному развитию.
4. Дать ребятам возможность почувствовать собственную значимость и радость дружбы.
Добрый день, коллеги!
Публикация «Мастер-класс „У каждого свое имя“» размещена в разделах
Все мы живем в правовом государстве. Любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Одно из первых прав, с которым мы знакомим детей в дошкольном образовательном учреждении – это право каждого ребенка на собственное имя.
В важном документе «Декларация прав ребенка» записаны все права, которые даны ребенку, живущему на планете «Земля», в любой стране. В Конвенции о правах ребенка, статье 7 записано: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и приобретение гражданства».
В НОД по ознакомлению с окружающим миром решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для их дальнейшей жизни в обществе.
Имя – социальный знак человека. «Однако глубинно, - пишет психолог Валерия Сергеевна Мухина – психологически имя является тем катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней появления его на свет, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к себе.
Я провела целую серию разнообразных видов детской деятельности по правам ребенка. В своей работе использовала интеграцию всех образовательных областей. Вашему вниманию хочу представить мастер – класс «У каждого свое имя».
Ребенок слышит свое имя довольно рано и очень скоро начинает соотносить его с собой. Он называет себя по имени раньше, чем употребляет по отношению к себе личное местоимение «Я». Имя позволяет малышу ощущать свою индивидуальность, непохожесть на других. Имя – существенная, социальная, психологическая составляющая формирующейся с детства личности.
Я попрошу вас сейчас встать в круг, взяться за руки, почувствовать тепло рук (как приятно это чувство, улыбнитесь друг другу).
Как вы думаете, для чего нам нужно имя? (Имя нам нужно, чтобы различать друг друга. Имя нужно, чтобы мы могли общаться друг с другом. Имя нужно, чтобы мы могли обращаться друг к другу). Повернитесь к соседу справа и слева, и назовите свое имя.
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
От того понять бы надо,
Что же имя наше значит.
(Называю значение имен).
Часто встречаются люди с одним и тем же именем, но это не значит, что эти люди похожи. Они могут отличаться друг от друга цветом глаз, волос, телосложением, национальностью, полом, возрастом, характером. На земле нет двух совершенно одинаковых людей, даже если у них одно и то же имя.
Ребенок растет, и имя растет вместе с ним.
Давайте с вами поиграем:
1. Я бросаю вам мяч и называю ваше короткое имя, а вы мне называете ваше полное имя.
2. Передавая погремушку, друг другу, назовите свое имя ласково. И я прошу вас просалютовать своему имени. Я начинаю.
Прошу пройти и сесть нас вои места.
Имя у тебя одно,
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна и от того
Ты постереги его.
- Как вы понимаете выражение «беречь свое имя»?
( Ответы: правильно называть свое имя; не губить свое имя - не поступать плохо; охранять свое имя; любить свое имя; гордиться своим именем).
А какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?
- Не дразниться.
- Не придумывать клички.
- Не называть имя грубо.
- Обращаться с уважением.
- Если это взрослый человек, то по имени, отчеству.
- Если нарушил правило, то извиниться и попросить прощения.
Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка.
Имя можно пропеть на разные лады (тихо капает дождик, как стучит барабан, как звучит эхо в горах). Пропойте, пожалуйста.
Каждое имя красиво по своему, но запомните: не имя красит человека, а человек свое имя. Когда человек становится взрослым, делает добрые дела и этим прославляет свое имя. Это помогает людям быть отзывчивыми, внимательными и добрыми.
Давайте с вами создадим Дерево дружбы. На листочках этого дерева мы напишем имена – как бы вам хотелось, чтобы вас называли. Дерево Дружбы будет напоминать нам о том, что мы умеем уважать, понимать и любить друг друга.
Надеюсь, использованный в моей работе материал был для вас более интересным и разнообразным.
Используемая литература:
1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка». М. 2007.
2. Н. С. Голицына, Л. Г. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». М, 2005.
З. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка (Практическое пособие для работников СУ). М, 2005.
4. Реализация Конвенции о правах ребенка в ДОУ. М, 2005.
5. Права вашего ребенка (Учебное пособие).М, 2005.
6. Н. Н. Копытова «Правовое образование в ДОУ». М, 2007.
7. Н. Г. Зеленова., Л. Е. Осипова <Я — ребенок, и я. и я имею право!».М, 2007.
8. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе. М, 2005.
9. Б. Н. Чумаков «10 заповедей сохранения жизни». Педагогическое общество России, 2005г.
10. А. Усачев «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. 1992.
11. С. Козлова «Мы имеем право» М. : Обруч, 2010.