Анна Кутукова
Мастер-класс «Кукольный театр, сделанный своими руками — это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству»
▼ Скачать + Заказать документы
(мастер – класс для педагогов)
"Кукольный театр, сделанный своими руками – это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству".
Воспитатель: Кутукова Анна Владимировна
Театр – искусство прекрасное!
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по-настоящему,
Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!
К. С. Станиславский
Публикация «Мастер-класс „Кукольный театр, сделанный своими руками — это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственной идеи литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах.
При подготовке к спектаклю задействуются следующие образовательные области:
• «Чтение художественной литературы» - выбираем сказку для сценария, знакомим детей с художественным произведением, читаем, прослушиваем аудиозаписи.
• «Художественное творчество» - рассматриваем с детьми иллюстрации к произведению, подбираем разные изображения героя, можем нарисовать, создать из бумаги, картона, пластилина, природных материалов героев сказки.
• «Коммуникация» - пересказ сказки, выделение новых, незнакомых словосочетаний, проговаривание диалогов, работа над словарем – это и развитие речи.
• «Коммуникация», «Музыка» - распределение ролей, работа над образом – пластика, мимика, заучивание песенок, танцевальных движений.
• «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация» – изготовление масок, элементов костюмов, декораций, афиши, пригласительных билетов это и (развитие сенсорики, кругозора, исследовательской деятельности, математических представлений, и (развитие коммуникативных способностей детей во время коллективного общения). А также основы безопасности при работе с используемым материалом.
• Ну и конечно непосредственно задействуется образовательная область «Социализация» на протяжении всей подготовки к спектаклю и показа – ведь театральная игра способствует раскрепощению ребенка, самостоятельному творчеству, развитию ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целый ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.
В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:
Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся: Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью).
Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек.
Теневой театр, «Театр живых теней» в садах – самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань, фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана, картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами.
Настольный театр – название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.
Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.
«Наручный» театр к этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду: пальчиковый; перчаточный. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. «Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.). Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.
Верховой театр – особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида: В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку.
Театр ложек – для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя.
Напольный театр – в напольном театре используются куклы-марионетки.
Театр живой куклы – он чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду.
театр кукол-великанов - проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.
Театр масок – подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки.
Мастер-класс
«Кукольный театр, сделанный своими руками»
Самым простым и доступным для изготовления своими руками можно считать пальчиковый кукольный театр.
Соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детского творчества и имеет ряд преимуществ:
дешевое и доступное:
- можно приготовить в любой момент;
- мягкое, пластичное, простое в использовании, не липнет к рукам;
- легко отмывается и не пачкается.
Инструменты и материалы:
Рецепты соленого текста
Существует несколько рецептов приготовления соленого теста:
1способ (самый легкий): 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды.
Соль смешивается с мукой, затем добавляется постепенно вода и замешивается тесто.
2 способ (цветное тесто): 1/2 стакана муки, 1/3 стакана соли, 1/4 стакана воды.
Чтобы не пришлось разукрашивать изделия можно лепить сразу из цветного теста для этого нужно в 1/4 стакана воды развести гуашевую краску необходимого цвета. Постоянно помешивая, добавить полученный раствор в смесь муки и соли, вымесить крутое тесто.
Описание работы
• Из теста катаются шарики или конусы, величина их зависит от размера руки и пальцев ребенка или взрослого.
• В основании фигурки с помощью пальца или цилиндра делается углубление, для того чтобы впоследствии головку можно было одеть на палец. Основа головки готова.
• Далее в зависимости от задуманного персонажа головка дополняется деталями и частями (уши, нос, рот, волосы и т. д., которые могут быть как из теста, так и из различных материалов (пуговицы, бисер, крупы, нити, пряжа, спички и т. д.). Здесь уже дело вкуса и фантазии.
• Сушка фигурок из соленого теста осуществляется:
- на открытом воздухе при комнатной температуре,
- на батарее,
- в духовке при t 50°С градусов, а течение часа и более (время сушки зависит от толщины фигурки).
• После сушки головки раскрашиваются и покрываются лаком.
• Готовые кукольные головки одеваются на палец, завёрнутый в тряпочку (платьице, или перчатку).
Такая деятельность способствует: усвоению и закреплению детьми учебного материала; развитию речи и мелкой моторики; формированию коммуникативных навыков; развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей; формированию умения взаимодействовать с окружающими; становлению чувствительно-эмоциональной сферы; появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге; воспитанию эстетического вкуса; развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.