Надия Семенова
Мастер-класс для педагогов «Как стать хозяином своих эмоций?»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
«Как стать хозяином своих эмоций?»
Способы саморегуляции эмоционального состояния как условие сохранения психологического здоровья педагога
Цель: Ознакомить педагогов со способами саморегуляции, которые позволяют вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, «расслабляться».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Как стать хозяином своих эмоций?“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Ход МАСТЕР – КЛАССА :
Добрый день, коллеги! Итак, цель мастер класса является научить вас доступным способам саморегуляции, управлять своими эмоциями, снимать внутренние зажимы, «расслабляться».
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управлением мышечным тонусом и дыханием. Главная задача саморегуляции - научиться разряжаться, сбрасывать лишнее напряжение, отреагировать цивилизованным путем или правильно направлять энергию на творчество и созидание, чтобы избежать разрушения (внешнего и внутреннего)
• Какие вы знаете наиболее встречаемые или естественные способы саморегуляции? (улыбка, юмор, свежий воздух, мысли о приятном, посещение бани (сауны, вкусная еда). К сожалению, подобные средства нельзя использовать непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация.
Сегодня мы познакомимся с такими способами саморегуляции, как релаксационные упражнения (с помощью мыслительных образов вы узнаете как надо управлять своим эмоциональным состоянием, дыхательной гимнастикой, воздействием на самого себя с помощью слов и аромотерапией.
Итак, отправляемся с вами в путешествие в космос на космическом корабле. Отправляемся в путь.
Видео включить
Что- то летит на нас, да это огромный метеорит.
Видео пауза
- Что вы сейчас чувствуете? (тревога, страх, боязнь.)
-Как овладеть своими эмоциями?
1 Само - приказ. (спокойно, я справлюсь, все хорошо)
Летим дальше.
Видео включить
Мы хотим попасть на планету «Релакс», где планируем получить максимум удовольствий. Все свои дела отложили и наконец, прилетели.
Видео пауза
- А тут нас не пускают.
- Что вы чувствуете? (расстройство, огорчение.)
- Как побороть расстройство?
2 Дыхательная гимнастика
Обычно расстроенный человек начинает сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. Постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
Упражнение 1. «Дыхание на счет 7-11»
Дышите медленно, глубоко. Живот во время вдоха должен максимально подниматься, во время выдоха - максимально опускаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе. Необходимость так долго растягивать дыхание требует полной концентрации внимания и максимально способствует расслаблению.
Упражнение 2. «Замок»
Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях в положении «Замок». Вдох – руки над головой ладонями вперед. Задержать дыхание. Резкий выдох – руки падают на колени.
Раз не впустили нас на эту планету релакс*, мы решили отправится дальше.
Видео включить
Остановились на другой планете.
Видео пауза
Здесь огромное количество жителей шумят, галдят, кричат.
- Что вы чувствуете? (разозлили, гнев, злость, раздрожение)
- Что мы можем сделать?
Упражнение 3. «Пресс»
Данное упражнение выполняется индивидуально и способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Это упражнение рекомендуется практиковать перед работой в «трудном» классе, разговором с трудным учащимся или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.
Суть упражнения состоит в следующем. Педагог представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с ней.
При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.
На этой планете мы гуляли долго и устали и даже заболела голова от обилия новых впечатлений.
- Как нам можно перебороть усталость и головную боль?
Упражнение 4. «Голова»
Одной из наиболее частых жалоб педагогов является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагаю вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно; эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 5. «Руки»
У вас к концу идет рабочий день. И вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5 — 2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте,
улыбнитесь.
Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия, баланса.
Испытали мы и гнев и усталость и испуг и раздражение. Садимся в корабль* в предвкушении своего дома и чтобы наша дорога домой была максимум расслабляющей и приятной предлагаю вам вдохнуть аромат бергамота,
Оно снимает общее переутомление. Сонливость. Беспокойство, депрессию, нервное напряжение и стресс. Снимает состояние эмоционального дискомфорта. Является противопростудным и противогриппозным средством, снимает боль в горле, охриплость. Повышает иммунитет.
Итак, закрываем глаза, возвращаемся.
Видео включить
Релаксационная музыка
Я расслабляюсь,
Мои руки расслаблены и теплеют.
Мои руки полностью расслаблены, теплы и неподвижны.
Мои ноги расслаблены и теплеют,
Мои ноги полностью расслаблены, теплы и неподвижны.
Моё тело расслабляется,
Моё тело полностью расслаблено, отдыхает.
Приятный хороший отдых.
Состояние приятного отдыха, покоя и расслабления.
Идёт максимальный процесс восстановления.
Клетка мышц, нервов, мозга отдыхает и восстанавливается.
Весь организм хорошо отдохнул, восстановился.
Исчезли тревога, усталость.
Я готова действовать!
Видео выключить
- И вот мы с вами вернулись.
Рефлексия.
А сейчас я бы хотела, чтобы вы поделились своими впечатлениями о мастер-классе.
Закончите предложения:
1. Мне понравилось….
2. Меня поразило….
3. Я хотела ….
- раздать памятки, сувениры- пожелания из путешествия!