Анастасия Богданова
Урок технологии «Изготовление панно «Ветка сакуры» в технике «холодный батик»
▼ Скачать +Заказ
Проект мастер - класса:
«Изготовление панно «Ветка сакуры» в технике «Холодный батик»»
Объединение «Маленький театр»
«Сценография»
Направление - декоративно-прикладное;
возраст обучающихся – 9 -12 лет.
Пояснительная записка
Интересная техника росписи тканей уходит своими корнями на Дальний Восток, но в Европе она стала весьма популярной. И это не удивительно: каждое изделие неповторимо, уникально. Терпение и аккуратность – залог успеха в овладении этим великолепным искусством. Родиной батика, искусства росписи тканей, считаются Юго - Восточная Азия. К нам батик пришёл из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова “анбатик” – рисовать, писать. Не обошла стороной эта техника и театры. Ее применяют при изготовлении текстильных декораций и театральных костюмов.
Публикация «Урок технологии „Изготовление панно „Ветка сакуры“ в технике „холодный батик“» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Поделки. Мастерим с детьми
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Актуальность программы
Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т. д.
Цели и задачи
Цель:
- отработать отдельные приёмы росписи в технике «Холодный батик» на небольших изделиях.
Задачи:
- познакомить обучающихся с возможностями росписи батика, ведь это не только картина, можно сделать прекрасный подарок близким и друзьям;
- способствовать обучению изготовления панно (техника – батик)
Методическое оснащение занятия:
-образцы работ в данной технике;
-выставка иллюстраций и книг;
Инструменты и материалы:
-пяльца для вышивания, ткань (шелк и хлопчатобумажная ткань, кисти (мягкие, краски («батик», акриловые, вода, соль (морская или поваренная пищевая крупного помола, фен.
Методы обучения:
интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).
Форма организации занятия:
Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).
Словарная работа:
-резервирующий состав- жидкость, которая закрепляет элементы рисунка, не дает возможности краске перетечь на другой элемент рисунка;
-термообработка- просушка ткани под воздействием тепла;
План занятия:
Организационный момент – 5–10 минут.
Теоретический материал (техника безопасности + “Мастер-класс педагога”) – 15 минут.
Самостоятельная работа – 40 минут.
Теоретический материал (“Мастер-класс педагога”) – 15 минут.
Самостоятельная работа – 35 минут.
Подведение итогов урока – 10 минут.
Уборка рабочего места – 10 минут.
Ход урока
I. Организационный момент
Педагог проверяет готовность к уроку. Наличие необходимых материалов и инструментов.
II. Теоретический материал (техника безопасности + “Мастер-класс”).
Инструктаж по технике безопасности.
Работа в технике «холодный батик» требует аккуратности и терпения. Работайте за хорошо освещенным столом. Под рукой имейте бумажные и влажные салфетки, и коробочку для мусора. При работе с феном ….
Теория.
Лучший подарок – это подарок сделанный своими руками. Изготовление панно это прекрасный способ развить навыки приобретенные на предыдущих занятиях. Ведь эти небольшие изделия позволяют вам отработать отдельные приемы, окрашивать огромные поверхности.
Перед работой ткань надо выстирать и прогладить, чтобы удалить специальный состав, которым пропитывают ткань на фабриках.
Для изготовления панно идеально подходят термофиксируемые красители, которые легко закреплять.
Возьмите подрамник или пяльца необходимого размера, натяните шелк.
После этого приступайте к росписи фона. Произвольные линии слева направо. Цветовая палитра не более трех цветов : синий, желтый, зеленый.
Насыпьте немного кристаллов соли на мокрый краситель так вы получите фактурные эффекты. Для большего эффекта можно дополнительно коснуться кристаллов мокрой от воды кистью.
Просушите работу феном.
Убрать остатки соли с ткани.
Приступаем к росписи. Для этого понадобятся акриловые краски коричневого, розового и белого цвета.
Сначала рисуем ветку. Затем цветы сакуры.
Снимаем работу с подрамника или пяльцев. Даем окончательно просохнуть. Для ускорения процесса воспользуемся феном.
Оформляем работу. Для этого используем паспарту.
III. Самостоятельная работа.
Дети выполняют самостоятельно все действия показанные педагогом.
IV. Теоретический материал по оформлению панно
Сначала подготовим ткань с росписью. Замерим ее и по этим размерам вырежем прямоугольник из плотного картона. По его периметру с тыльной стороны наклеиваем двусторонний скотч. Если клеить на клей, то картон может «поплыть» от жидкого клея, а клей-карандаш просто не удержит ткань.
Для паспарту из белого картона вырезаем прямоугольник, равный по размерам рамки.
Стороны внутреннего прямоугольника должны быть на сантиметр короче сторон ткани с росписью. Расчерчиваем и вырезаем эту лишнюю деталь.
Можно оставить припуск, который мы загнем для получения более аккуратного внутреннего края. Припуски тоже можно зафиксировать двусторонним скотчем.
На столе раскладываем паспарту лицевой стороной вниз, по внутреннему краю клеим тонкие полоски скотча, на которые клеим ткань, расположив ее «лицом» вниз. На ткань клеим опять-таки скотч. Затем на всю эту конструкцию накладываем подложку от рамки. Собираем все, вставляем в рамку.
Роспись в рамке, оформленная как паспарту, готова. Вы можете повесить ее на стене чтобы она радовала глаз.
Стол должен быть чистым, приготовьте фломастеры и ручки для оформления открытки. После того, как клей высохнет, приступаем к оформлению по образцу.
V. Самостоятельная работа.
Дети выполняют все действия, показанные педагогом самостоятельно.
VI. Подведение итогов урока.
Опрос детей. Обобщение всего что сделали.
Мы научились делать панно, применив свои знания и умения работы на ткани. По мере изготовления дети выставляют свои работы на стол (общий).
Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все открытки. Выделяются более аккуратные открытки и сделанные со вкусом.
VII. Уборка рабочего места.
Дети убирают со стола рабочие материалы, инструменты, бумагу, клей.
Заключительное слово педагога.
Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Мы проделали очень большую работу. Что нового для себя вы узнали на этом занятии? Чему научились, что понравилось? Какое у вас сейчас настроение?
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.
Литература.
1. Давыдов Сергей «Батик; Техника; Приемы; Изделия» Издательство: АСТ-Пресс, 2010 г.
2. Конча Моргадес «Роспись по шелку для начинающих» Издательство: Арт-Родник (2008 г.)
3. Кэролайн Эрл «Роспись по шелку. Основы мастерства» Издательство: Арт-Родник (2005 г.)